Столкнувшись с кавказскими реалиями, поначалу, кавказская диаспора постаралась сохранить свою общекавказскую идентичность. Показателен в этом плане инцидент, произошедший при обсуждении создания Международной черкесской ассоциации (МЧА) в Нальчике в мае 1991 г. Делегаты из Турции отвергли инициативу о создании Международной адыгской или адыго-абхазской ассоциации со словами: «Среди нас, как проживающих в Турции северокавказцев, нет никакого различия.
Мы смогли сохраниться до сегодняшнего дня только благодаря тому, что не делали различия между чеченцами, абхазами, адыгами, осетинами, дагестанцами, карачаевцами и др. и все вместе находились в одних и тех же ассоциациях. Если ваше предложение будет принято, в ближайшее время наши ассоциации начнут делиться на части. Мы должны быть вместе, чтобы быть сильными и едиными. Более того, на этом конгрессе должны были бы находиться представители Чеченской, Осетинской, Дагестанской республик. По меньшей мере, они должны быть приглашены на следующие конгрессы». Добиться своего делегаты из Турции смогли только покинув зал — организация получила свое текущее название. Однако, несмотря на стремление сохранить статускво, регулярные контакты с Кавказом привели к трансформации идентичности у части кавказской диаспоры в Турции — особенно, у «возвращенцев» как наиболее ориентированных на Кавказ. Важную роль сыграло развитие абхазами, осетинами и чеченцами собственных национальных проектов. В результате, из черкесской выделились самостоятельные абхазская, чеченская и осетинская диаспоры, появились соответствующие организации, что существенно ослабило позиции приверженцев общекавказского единства и укрепило аргументацию тех, кто придерживался формулы «черкес = адыг». Именно в это время сторонников собственных национальных проектов стали называть «микронационалистами», что свидетельствовало о новом расколе в кавказской диаспоре. Если до этого времени деление шло по границе правые-левые, то теперь — по макромикронациональному признаку. «Микронами» стали, в соответствии с представлениями «объединистов», не желающие быть черкесами чеченцы, абхазы, карачаевцы, балкарцы и др., а главное — адыги, выступающие за узкое этническое понимание этнонима «черкес». Хотя разделение по макромикронациональному признаку отражает реальные изменения в кавказской диаспоре с 90-х гг., сам термин «макрон» для «объединистов» был предложен и осмыслен лишь в 2015 г. представителем левого движения Джанберком Апишем. Он отметил вторичность микронационализма по отношению к макронационализму и предложил: «Если кто-то нападает на формулу “черкес — это адыг” как на микронационализм, давайте называть их макронационалистами за предположение, что “Черкесы — это кавказцы, северокавказцы или северо-западные кавказцы”».