Заур Гъэдыуаджэ - Черкесский Институт Мюнхена, Германия
Как вы смотрите на активизацию Грузии в отношении Северного Кавказа?
Кавказ по своему географическому, этническому, языковому, конфессиональному и культурному разнообразию фактически является музеем народов, где на протяжении многих веков в мире и согласии проживают представители более чем 50 национальностей. Этот регион во все времена играл и продолжает играть роль связующего звена между Европой и Азией, Востоком и Западом, что во многом определило образ жизни, историю и взаимоотношения его жителей.
На протяжении всей своей истории Кавказ был буферной зоной между противоборствующими империями такими как Римская, Парфийская, Византийская, Османская, Иранская, Российская, а также между религиями – христианство, ислам, иудаизм и буддизм - как и народы, принадлежащие к разным группам иберо-кавказской семьи, индоевропейской, тюркской, семитской языковым группам, встречались друг с другом на Кавказе.
На Кавказе представлены все четыре мировые классические конфессии: христианство (православие, католицизм и протестантство); ислам (обе его версии - шиизм и суннизм); иудаизм, исповедуемый грузинскими и горскими евреями; буддизм, исповедуемый калмыками.
Кавказ не ограничевается горными территориями между Черным и Каспийским морями, как это утверждают ряд российских учёных, и к нему относятся не только Северный Кавказ и Закавказье, но и степное предгорье, а именно территории Краснодарского и Ставропольского краёв (территории исторической Черкессии).
Являясь столь важным геополитическим регионом и международной коммуникационной сетью, Кавказ всегда сохранял своё единство. Лишь с момента завоевания Кавказа Российской империей и последующим установлением на его территории режима социализма, живущего по законам закрытого общества, Кавказ был разделен на Закавказье, Северный Кавказ и Предкавказье и наш регион был лишен возможности играть роль транспортного коридора, связывающего Юг с Севером, Восток с Западом. Но после распада СССР появились условия для возвращения Кавказу этой функции.
К сожалению, мы должны отметить, что на протяжении долгого времени Грузия не имела и не проводила в отношении к свом соседним братским народам абсолютно никакой политики, считая их неотъемлимой частью РФ, а значит и все вопросы, связаные с народами Северного Кавказа она старалась решать через Россию.
Грузия сама по себе является неотемлимой как географически так и культурно- языковой частью единого кавказского организма и мы рады, что руководство Грузии начало это осознавать и возвращать Грузию в состав единой кавказской семьи.
Господин Гъэдыуаджэ , как вы оценивайте проведение Олимпиады в Сочи?
Проведение Олимпиады в Сочи звучит так же абсурдно, как если бы Олимпийскому Комитету предложили бы Дахау, Аушвиц или Треблинку.
Мы, черкессы, которым испокон веков принадлежала эта земля, не имеем своих сильных лоббистских групп и структур, как, например, евреи или армяне. Поэтому сейчас геноцид против черкесов - почти забытое преступление против человечности. Усилия по разъяснению Холокоста против евреев дали свои результаты и многие о нем информированы, также как и о так называемом армянском геноциде в Турции в 1915–18, хотя геноцид против черкессов по абсолютному количеству людей — во много раз чудовищней, чем против тех же армян 50 лет спустя.
Когда-то черкессы были великой нацией на Кавказе. До завоевания наших территорий царской Россией, Черкессия занимала площадь в более чем 55.000 кв. км к востоку от Азовского моря, к югу от реки Танаис ( Дон) до северных берегов реки Псоу, т.е. территорию, почти вдвое превышающую размер нынешней Армении. Численность этнических черкесов была около 4 млн. Человек ( Декларация о независимости Черкессии от 1835г и немецкое издание „Archiv“ от 1837г), т.е. в два раза больше, чем численность, например, всех живущих в то время (к середине 18 в.) шведов.
Мы имели древнюю историю своей земли, высокий уровень культуры и развитые социальные структуры. Черкессы славились традиционно сильными связями с древними греками и особенно, афинянами. Наши предки даже участвовали в тех древних, самых начальных Олимпийских Играх!.
Против русских завоевателей наш черкесский народ боролся больше века (101) — с 1763 по 1864 гг. После поражения Имама Шамиля в 1859 г., русские получили возможность сконцентрировать свои войска на территории Черкессии. Это был период чудовищного истребления и насильственной депортации мирных людей. По количеству и изощренности зверств во время той бойни, это был невиданный до сих пор исторический период.
Во время отчаянной борьбы за сохранение нации, наши черкесские рода, взывая о помощи к туркам и британцам, объединили последние силы на территории, где сейчас и стоит черноморский курорт Сочи. Но их призывы о помощи остались без ответа. Цивилизованный мир тогда поступил с нашим народом так же, как и сейчас поступает с призывами о помощи чеченского народа.
Сейчас Россия планирует в 2014 году организовать и провести Олимпийские Игры на земле, пропитанной кровью жертв геноцида. На сайте инициаторов этого проекта говорится, о том, что «треть населения Сочи по национальности не русские». А вот в 1864 г. ровно 100 процентов населения этой местности было не русское, но те люди были зверски уничтожены, чтобы обеспечить захватчикам и оккупантам «жизненное пространство».
Факт того, что за несколько лет число убитых здесь составило от 2 до 2.5 млн людей, напрямую указывает на планомерное и жестокое истребление целой нации. Вот цитата русского историка Берже А.П., который стал очевидцем событий депортации в новороссийской гавани.
«Позднее, суровое и холодное время года, почти полное отсутствие пропитания и эпидемии тифа и оспы, свирепствующие среди них, делают их ситуацию безнадежной. И, по правде говоря, чье сердце не сожмется от жалости при виде уже окоченевшего трупа молодой черкесской женщины, лежащей в лохмотьях на мокрой земле под открытым небом с двумя малышами, один из которых бьется в предсмертной агонии, а второй пытается утолить муки голода, ища грудь мертвой женщины. И я видел немало похожих страшных сцен». (переведено с англ.)
Отец-основатель Олимпийских Игр, барон Пьер Де Кубертен перевернулся бы в гробу, если бы узнал о намерениях теперешних российских руководителей провести олимпийские игры над могилами тех, убиенных, чьи предки участвовали еще в древних Олимпийских Играх.
Идеи Олимпийских Игр базируются на таких принципах, как:
— вкладывать усилия в построение лучшего мира, т.к. дух Олимпиады требует взаимного понимания, дружбы, солидарности и честной игры…
Давайте вспомним также о «священном перемирии», известном еще с первых Олимпийских Игр, когда было решено, что хотя бы на этот период:
— мир должен отойти от преступлений, убийств и военных действий…
Сегодня Россия — страна, находящаяся в состоянии войны. Колониальная война на Кавказе не началась и не закончилась тем зверским истреблением нашего черкесского народа. В настоящее время здесь идет геноцид чеченского, дагестанского ингушского народов и осуществляется политика насилия против всех кавказских народов и идея проведения Олимпийских Игр на Кавказе, на земле древних черкессов, звучит цинично и гротескно.
А возможен всеобщий бойкот Олимпиады? Какие меры можно провести черкесским организациям?
Истории известны случаи отмены или бойкотирования олимпийских игр как например Олимпийские игры в Москве в 1980 году бойкатировали США и их союзники по блоку НАТО. Этот шаг стал ответом на введение СССР своих войск на территорию Афганистана. В ответ на это по инициативе правительства СССР, Советский Союз, ряд социалистических и других государств отказались принимать участие в XXIII олимпиаде которая состоялась в Лос – Анджелесе 28 июля по 12 августа 1984 года. Были случаи, когда, несмотря на мощнейшие протесты по всему миру и требование бойкотировать проведения гитлеровской Олимпиады, МОК не отменил решения о проведении олимпийских игр в Берлине в 1936 году.
Бойкотировать Олимпийские игры решится не каждая страна, потому что бойкот Олимпийских игр грозит национальным олимпийским комитетам, принимающим в нем участие, штрафными санкциями, вплоть до приостановления их членства в МОК.
Как нам стало известно, в интервью российской газете «Взгляд» позицию правительства Грузии по поводу сочинской Олимпиады сформулировал вице-премьер Темур Якобашвили: «Исполнительная власть Грузии не планирует саботировать Олимпийские игры». Более того, Якобашвили не исключил, что грузинские спортсмены поедут на соревнования в Сочи. «Мы думаем, что Олимпийские игры – это спорт, не надо вмешивать сюда политику. Это будут решать грузинские спортсмены, а не грузинские министры. Естественно, у них есть свои соображения», - сказал вице-премьер министр.
Мы в полне осознаем, что, несмотря на наши протесты, Олимпийские игры всеже состоятся, но это не значит, что мы должны опустить руки и смириться с несправедливостью по отношению к нашему народу. Сам факт того, что на протяжении 150 лет мир не нашел в себе смелости осудить убийство 95% всего черкесского народа говорит о том, что мир не совершенен.
Если уж мы не в состоянии заставить МОК отминить олимпийские игры на земле Черкесского Геноцида, то мы обязаны путём организации массовых протестов по всему миру с требованием отменить Олимпийские игры Сочи 2014, пролоббировать признание Черкесского Геноцида международным сообществом.
Мы призываем все черкесские общественые организации, черкесских политиков и черкесскую интеллигенцию выступить всем вместе против Олимпийских игр Сочи 2014. Если вы не сможете по каким-либо причинам выступить против, то огромная просба не поддерживать Олимпийские игры на могилах нашего народа!
Грузинское правительство официально обьявило о начале действий по поводу бойкота олимпиады, как вы смотрите на это? Как вы думайте будут черкесские организации сотрудничать с Грузией в этом вопросе?
К сожалению заявление вице-премьер министра Темура Якобашвили говорит совершено о противоположной политике грузинского руководства по вопросу бойкотирования Олимпийских игр в Сочи. Черкесские организации готовы сотрудничать по этому вопросу с Грузией, но вопрос в том, готова ли сама Грузия с ними к сотрудничеству?
Вы как участник Второй конференции по северо-кавказским проблемам в Тбилиси, как оцените ее, в чем был замысел организаторов этой конференции?
Пользуясь моментом, я от имени Черкесского научно-иследовательского Института „ TIM“ хочу выразить благодарность гостеприимному грузинскому народу, его правительству и парламенту, а так же Международнай школе кавказских исследований, Университету им. Ильи Чавчавадзе и «Jamestown Foundation» за организацию столь важной для черкесского народа конференции и предоставленную нам возможность донести до мирового сообщества проблемы своего народа.
Прошедшие весной и осенью этого года в Тбилиси международные конференции: «Скрытые нации, продолжающиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим» и «Сокрытые нации, продолжающиеся преступления: Северный Кавказ между прошлым и будущим», безусловно вывели черкесский вопрос на совершено новый уровень обсуждений.
Теперь проблемы нашего многострадального черкесского народа, испытавшего на себе жесточайший геноцид, в результате которого было зверски уничтожено 95% всего черкесского этноса, начинает все больше и больше обсуждатся в средствах массовой информации, привлекая внимание мировой обществености.
Вместе с тем, хотел отметить, что вектор сотрудничества Грузии с черкесскими организациями по вопросу признания черкеского геноцида переместился в сторону сотрудничества с другими народами Северного Кавказа по вопросам соблюдения их фундаментальных прав. В отличии от первой конференции на второй вопросу черкесского геноцида было уделено непропорционально мало времени. В программу конференции были внесены вопросы о депортации народов Северного Кавказа в Казахстан и этой теме посвятили половину времени конференции, несмотря на то что 26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят закон «О реабилитации репрессированных народов», осудивший политику государственного произвола и беззакония, геноцида и клеветы, являющейся противоправной, оскорбляющую достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны.
Данный закон определил понятия «репрессированные народы», виды реабилитации и признал незаконными и преступными все репрессивные акты против этих народов, за исключением актов, восстанавливающих их права. Закон предусматривал возмещение ущерба, причиненного народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий.
Мы прекрасно понимаем боль репресированых народов и масштабы пережитой ими трагедии и сами осуждаем это преступление, но принятие закона « О реабилитации репрессировавных народов» и возмещение ущерба, причиненного народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий закрывает эту страницу истории и уделение этому вопросу половины времени конференции мы считаем попыткой свернуть Грузией сотрудничество с черкессами по вопросу признания Черкесского Геноцида.
После грузино-абхазского конфликта между черкесским и грузинским народами возникла пропасть недоверия, но после первой Конференции, прошедшей в Тбилиси 19-22 марта 2010 года, и заявлений со стороны Грузии о желании рассмотреть и признать Черкесский Геноцид, черкесские общественые организации и их активисты начали с надеждой смотреть в сторону Тбилиси. Некоторыми назывались даже конкретные сроки признания Черкесского Геноцида. Но случилось то, что случилось, и Парламент Грузии не признал в этом году Геноцид Черкесского Народа преступлением против человечества... С чем связано подобное развитие событий нам неизвестно и мы вряд ли об этом когда-либо узнаем, но факт того, что Грузия поставила в неудобное положение перед своим народом черкесских активистов это свершившийся и неопровержимый факт. Первые издевательские насмешки со стороны северных « доброжелателей» и их союзников на нас уже посыпались и хочу вас заверить в том, что они не совсем лицеприятны....
Несмотря на свои подозрения и сомнения, мы всё же в душе надеемся, что вопрос перемещения срока признания Черкесского Геноцида связан с организационными проблемами и мы, представители Черкесского Научно-Иследовательскуого Института „TIM“, обращаемся к Президенту и Парламенту Грузии с просьбой ускорить рассмотрение данного вопроса и признать Геноцид Черкессов преступлением против человечества и человечности.
Как вы думайте есть будущее у кавказской цивилизации?
На этот вопрос я вам отвечу после того, как Грузия примет решение по Черкесскому Геноциду. Но скажу одно с уверенностью, что без взаимодоверия, взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи у кавказских народов нет будущего, а значит и у кавказской цивилизации её не может быть.....
antisochi.org