В стране черкесов редко совершались убийства » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » В стране черкесов редко совершались убийства
В стране черкесов редко совершались убийства 09:14 Воскресенье 0 261
15-12-2019, 09:14

В стране черкесов редко совершались убийства


В стране черкесов редко совершались убийства

С другой стороны бытописателей Черкесии всегда поражало, что в стране, где почти все мужское население вооружено, сравнительно редко совершаются убийства и другие тяжкие и мелкие преступления. Теофил Лапинский с удивлением отмечал, что даже в условиях Кавказской войны черкесам были чужды такие проявления садизма и жестокости, как изувечение трупов, отрезание голов, ушей, рук, убийство безоружных, гнусности над женщинами и детьми. Большим позором считалось убить, ранить или чем-то унизить женщину. «У кабардинцев, -писал в этой связи Н.Ф. Грабовский, - убийство или поранение женщин и детей бывает феноменально редким явлением». С пленными русскими офицерами обращались часто как с гостями, о чем свидетельствует барон Торнау. Он пишет, что однажды его посадили за пиршественный стол рядом с легендарным Магометом Колчеруким (князем Магометом Атажукиным), - честь, которой мог удостоится не каждый. Характеризуя черкесов, и сейчас неизменно отмечают, что «по нраву они мягки и миролюбивы, и только желание сохранить свою независимость развило в них воинственность».

Адыги не признавали войн и поединков без правил, без уважения к сопернику. Очевидцы Кавказской войны не зря подчеркивали, что «воинственный черкесский народ способен чтить мужество и отвагу даже своих врагов»30. Того же ожидали черкесы от царских солдат и офицеров. На этой почве развился своего рода конфликт цивилизаций, который на протяжении ста лет войны отчаянно пытались преодолеть не только адыги, но и прогрессивно настроенные российские офицеры и чиновники.

Мы убедились, что благодаря внедрению в ткань конфликта символов и ритуалов аффилиативного свойства, создавалась ситуация, обязывающая действовать в соответствии со сложившимися в феодальном обществе представлениями о чести, благородстве, мужестве, - действовать, подчас, в ущерб своим личным эгоистическим интересам, преодолевая гордыню, страх, инстинкт самосохранения. Аффи-лиативные ритуалы были призваны сгладить или устранить противоречия, установить согласие и поддержать социальный порядок в отношениях между людьми. В повседневном общении в этой роли выступают различного рода этикетные действия (улыбка, радушное приветствие, примирительное рукопожатие, извинение, благодарность), помогающие поддержать или восстановить добрые отношения, снять или ослабить возникшую напряженность. Для разрешения серьезных конфликтов используются более сложные, специально выделенные ритуальные действия и ритуалы: выяснение отношений и примирение через поединок, через обычай гостеприимства и покровительства, через клятву-присягу, через установление искусственного родства и др. Они привносят в конфликт новое видение ситуации, снижают накал страстей, прокладывают путь к сближению позиций.

Отсюда нравственный пафос этикетных действий и ритуалов, о которых идет речь в настоящей статье, в работах других авторов. В сущности, все или многие подобные ритуалы стали органической частью, смысловой доминантой этических рассказов - одного из самых богатых и сложных жанров в народном творчестве черкесов.

Однако не следует видеть в этих рассказах, в самом механизме ритуализации конфликтов, какое-либо намеренное приукрашивание действительности, мифологизацию образа жизни феодалов и в целом культурной истории черкесов. Ритуализация конфликтов и отражение связанных с этим конкретных событий в этических рассказах - такая же реальность культурной истории черкесов, как и факты насилия, плохо сдерживаемого моральными принципами и установками. Обращая на это внимание, я, вслед за другими исследователями феодального прошлого Черкесии, неоднократно подчеркивал, что зависть, бессмысленная вражда и убийство соплеменников могли бы составить длинный список неприглядных черт и сомнительных деяний черкесской знати.

Источник


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи 11:59 Воскресенье 0 2 582 Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи А вы знали, почему никогда нельзя кормить диких медведей? Единожды попробовав человеческую еду, они становятся одержимы ею. АННА СОРОКИНА Игорь Шпиленок - один из самых известных в мире фотографов