Кто старое помянет, тому глаз вон (русская пословица)
Трудно себе представить, что в любимых комедиях "Кавказская пленница", «Иван Васильевич меняет профессию» и др. должны были сыграть другие актеры, но вспоминая фильмы, принесшие в каждый дом столько юмора и смеха, интересно увидеть в этих персонажах кого-то другого. Вот как бы он мог сыграть?
Особенно невероятными оказались кинопробы на фильм "Пес Барбос и необычный кросс".
1961 год. Фильм вышел на экраны СССР. Трус, Балбес и Бывалый за несколько экранных минут так задели сердца неискушенного в экранных приключениях зрителя, что вместо Никулина, Моргунова и Вицина трудно представить других актеров. Страна их полюбила всей душой, их вполне ожидаемо встретила в последующих шедеврах, особенно в кинофильме "Кавказская пленница" и в мультфильме "Бременские музыканты".
1961 год. Это был знатный год для режиссера Леонида Гайдая, не просто премьера фильма, но еще и творческая реабилитация. В конце 50-х он снял сатирическую комедию «Жених с того света» - ее забраковал худсовет . Гайдай сделал вторую попытку - историко-революционный фильм «Трижды воскресший», и снова оглушительный провал. (Теперь-то мы понимаем, тем фильмам чуть-чуть не хватало искренности, а тогда...?)
Полагаю, Гайдай придерживался олимпийского правила прыгунов в высоту, и готовился к третьей - решающей попытке. Взял тайм-аут, уехал в отпуск, в деревню к родителям, и на чердаке их дома обнаружил не "хухры-мухры", а фельетон Степана Олейника «Пес Барбос», где наша, советская собака не дает трем браконьерам "браконьерничать". Гайдай пишет сценарий, придумывает троице клички — Трус, Балбес, Бывалый, и получает шанс снять на «Мосфильме» короткометражку.
Оставалось... найти их, актеров.
Основные претенденты на роли на тот момент были более известны, чем те, кто снялся в итоге. Но учитывая, что по сценарию предстояли серьезные забеги по "пересеченной местности", также обратим внимание на возраст претендентов.
В роли Труса Гайдай сразу решил снимать 43-летнего Георгия Вицина, который уже играл у него в «Женихе с того света».
На Бывалого пробы проходил 61-летний Михаил Жаров, но по совету руководителя киностудии Ивана Пырьева, утвердили известного лишь по эпизодическим ролям 33-летнего актера Евгения Моргунова.
На Балбеса главный претендент был 48-летний Сергей Филиппов (чтобы вспомнить его стиль игры вспомним Кису Воробьянинова у того же Гайдая). Филиппов нравился худсовету, но актер разрывался между другими съемками и мог подвести. Юрий Никулин появился в фильме благодаря Георгию Вицину, который сообщил режиссеру об одном клоуне в цирке на Цветном бульваре, который внешне, по словам Георгия Михайловича, «напоминал глисту». Гайдай был заинтригован, он пригласил клоуна на пробы и все оставшиеся сомнения были в тот же час развеяны: «Никулин — вылитый Балбес!»
Эти фильмы вошли в золотой фонд Советского кино. Они прошли с триумфом не только в СССР: «Барбоса» закупили более 100 стран мира, «Самогонщиков» — 68 стран (видимо, не всем была понятна конспирация в варении самогона), что принесло нашей стране 70 млн. рублей.
Но ведь все могло быть совсем иначе. Если возьмем в расчет вышесказанное, то... легендарная тройка выглядела бы так.
И Жаров, и Филиппов - замечательные русские актеры. Весьма интересно, как они бы воплотили совместно с Вициным эти образы на экране. Но трио, с триумфом выдавшее неповторимые комедийные образы, скорее всего бы не состоялось. Творческая интуиция у Леонида Гайдая была превосходна.
И еще, в те времена создатели фильмов умели быть искренними, умели рисковать и пробовать на роли неизвестных актеров, не гнались за гламурными звездами, как сейчас, вот и комедии были как комедии.
Для сравнения можно лицезреть ремейк "Кавказской пленницы", образца 2014 года.
Пишите. Подписывайтесь на канал, впереди самое интересное. Жду всех в гости!
Источник