АНАКОПИЙСКАЯ КРЕПОСТЬ НА ГРАНИЦЕ МЕЖДУ ЗИХИЕЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ АВАСГИЕЙ » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » АНАКОПИЙСКАЯ КРЕПОСТЬ НА ГРАНИЦЕ МЕЖДУ ЗИХИЕЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ АВАСГИЕЙ
АНАКОПИЙСКАЯ КРЕПОСТЬ НА ГРАНИЦЕ МЕЖДУ ЗИХИЕЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ АВАСГИЕЙ 12:00 Четверг 0 329
9-09-2021, 12:00

АНАКОПИЙСКАЯ КРЕПОСТЬ НА ГРАНИЦЕ МЕЖДУ ЗИХИЕЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ АВАСГИЕЙ


АНАКОПИЙСКАЯ КРЕПОСТЬ НА ГРАНИЦЕ МЕЖДУ ЗИХИЕЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ АВАСГИЕЙ

По сказанію грузинской хроники Вахтанга V, первымъ пропов?дникомъ христіанской религіи въ Абхазіи былъ св. Симонъ Кананитъ, пришедшій вместе съ св. Андреемъ Первозваннымъ (въ 40-мъ году посл? Р. Х.); въ царствованіе армянскаго царя Адеркія, сына Бартома, Симонъ Кананитъ умеръ въ Анакопіи[1] (лежавшей недалеко отъ устья реки Псырты>1), а Андрей пошелъ далее обращать въ христіанство мингрельцевъ[2]. У самыхъ воротъ р?ки Псырты, образуемыхъ двумя почти сошедшимися горами, стоятъ развалины великолепнаго храма, который и до настоящаго времени изв?стенъ подъ названіемъ храма Симона Кананита. Онъ былъ совершенно целъ до 1858 года, до того времени, когда вздумалось одному изъ сос?днихъ влад?льцевъ, маіору Гасану Маргани, выстроить себ? домъ из материаловъ, употребленныхъ для постройки храма. Съ этою целью разобрали сводъ храма и съ того времени годъ отъ году онъ приходитъ въ большее и большее разрушеніе. Судя по архитектур? храма и по стенной живописи, сохранившейся еще въ некоторыхъ местахъ, постройку его можно отнести ко времени постройки Лыхненской церкви. Предполагая найти какое-нибудь указаніе о времени постройки этого храма, я произвелъ несколько незначительныхъ раскопокъ въ окружностяхъ его и в самомъ храме, въ томъ м?ст?, гд? пом?щался престолъ. Только посл?дняя раскопка ув?нчалась небольшимъ усп?хомъ и найдена серебряная монета Комненовъ, съ изображеніемъ святыхъ Алексея и Евгенія на одной стороне и еще какого-то святаго на другой. Монета лежала подъ престольнымъ камнемъ, что даетъ право предполагать объ участіи Алексея Комнена>2, если не въ постройк?, то въ возобновленіи храма. Сзади храма, въ левой скал?, находится пещера, в?роятно служившая кельей какому-нибудь монаху; по преданію, это была келья св. Симона Кананита и всякій старавшійся проникнуть въ нее поражался смертію. Въ настоящее время трещина, образовавшаяся въ скале ниже пола пещеры, дала выходъ скопившимся въ ней газамъ, в?роятно причинявшимъ смерть, и доступъ въ пещеру сделался возможнымъ. Въ ней, кром? камня съ грубо-высеченнымъ на немъ крестомъ, н?тъ ничего. Вотъ все, что сохранилось до настоящаго времени на м?сте, принявшемъ первыя с?мена христіанства. Надо полагать, что с?мена эти погибли безплодно: в?роятно, подобно тому какъ въ Мингреліи, составлявшей тогда провинцію Грузіи, гд? распространеніе христіанства подверглось самому сильному гоненію со стороны грузинскаго царя Фарсмана, в?роятно, говорю я, точно такому-же пресл?дованію подверглось ученіе Христа и въ Абхазіи и зачатки новой религіи были истреблены въ ней повсем?стно. По-крайней-м?ре нетъ никакихъ указаній, по корымъ можно было-бы судить не только о состояніи христіанства въ Абхазии, посл? перваго в?ка, но даже вообще о религіозномъ состояніи этой страны до половины VI-го в?ка. Быть можетъ, христіанство сохранялось въ прибрежныхъ пунктахъ, занятыхъ греками и римлянами, тогда какъ коренные жители испов?дывали другую религію, но какую именно – неизвестно.

..По словамъ Прокопія, незадолго до перехода восточнаго берега во власть Юстиніана, отъ Трапезонда до замка Питiусъ существовало только одно укр?пленное м?сто, Себастополисъ. Римскія войска, стоявшія въ немъ, не считая себя однако въ безопасности и потому, узнавъ заранее о приближеніи Хозроя>3, сожгли укрепленіе и удалились за море. Въ XI-же в?к? весь берегъ покрытъ цветущими торговлей городами, монастырями, укрепленными замками и церквами.

..Мeнеe счастливы, нежели Пицунда, былі другія м?стопребыванія высшихъ духовныхъ лицъ въ Абхазіи – Анакопія (древняя Никопсiя) и Дранды, игравшіе также заметную роль в д?ле распространенія христіанства въ крае.

1) Псырта – р. Псырцха (Псырдзха) в Новом Афоне

2) Алексей I Комнин — византийский император в 1081-1118 гг.

3) Хосрой (Ороз) — царь Парфии, правил в 109-129 гг. Из династии Аршакидов

[1]Замечательно, что въ преданіи абхазцевъ сохраняется следующій рассказъ, который мне пришлось слышать от несколькихъ лицъ. Далеко въ глубокой древности пришелъ какой-то святой человекъ и легъ отдохнуть подъ деревомъ недалеко отъ берега реки Псырты. Какъ видно, путникъ шелъ издалека, потому-что захотелъ отдохнуть, и, ложась, снялъ деревянные башмаки, которые и поставилъ около себя. Абхазцы воспользовались сномъ его и украли башмаки и сумку. Проснувшись, святой спросилъ, кто взялъ его вещи, и просилъ возвратить ихъ. Когда эта просьба не была исполнена, то онъ изрекъ следующее проклятіе: "будьте-же вы ворами отныне и до века." - Поэтому мы и воруемъ, наивно прибавили разсказчики.

[2]Dubois de Montpereux, p. 276. Но у него ошибка: Адеркія (Фарсманъ) былъ внукъ Бартома, царствовалъ въ Грузіи съ 3 года до Р. Х. по 60 г. по Р. Х. и получилъ отъ Нерона только часть Арменіи. См. Исторію Грузіи кн. Баратова.




Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи 11:59 Воскресенье 0 2 582 Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи А вы знали, почему никогда нельзя кормить диких медведей? Единожды попробовав человеческую еду, они становятся одержимы ею. АННА СОРОКИНА Игорь Шпиленок - один из самых известных в мире фотографов