Донской и Запорожские казаки Донской и Запорожские казаки
Запорожская Сечь и донское казачество — крупнейшие и, пожалуй, самые известные этносословные группы, сыгравшие значительную роль во внутренней и внешней политике России.
Несмотря на схожесть жизненного уклада, оба казачьих войска сильно отличались друг от друга и, более того, ожесточенно соперничали.
Но в чем между ними разница?
Как зародилось запорожское казачество?
Запорожцы — казаки, получившие своё имя по расположению ставки за порогами Днепра, границе Дикой степи, отделявший кочевой мир от оседлого.
Предполагается, первые казачьи отряды — люди, не подчинявшиеся никому из царей и промышлявшие разбоем, появились в регионе еще в XIII веке.
Однако официально казачья вольница, как социально-политическое объединение, оформилась только к XVI веку. Административным центром товарищества стала Запорожская Сечь — укрепленное поселение, где заседала Сечевая Рада и формировалось войско для летних походов. На зиму воины расходились по домам, оставляя в крепости небольшой гарнизон.
Лихие запорожцы
Согласно советскому историку Д. Яворницкому, стать частью запорожского войска мог мужчина любого сословия и национальности. «Испытательный срок», во время которого новоприбывший учился местным порядкам, длился от одного до трех лет и, как правило, заканчивался боевым крещением. Заручившись уважением у соратников, новобранца записывали в «испытанные товарищи».
Благодаря своему географическому положению, Сечь стала местом притяжения преступников, разбойников и охотников за приключениями со всей Европы и Средней Азии.
Вопреки распространенному мнению, славяне составляли меньше половины запорожского войска — от 35 до 45%. Число азиатов, турков, татар, арабов и даже персов достигало 30%. До 20% занимали народы Кавказа и 10–15% — средиземноморские народы: греки, португальцы, итальянцы.
Национальный состав обуславливал разномастный внешний облик и акцент на разбойничий образ жизни. Жизнь запорожцев отличалась тем, что они не заводили семей, не занимались сельским хозяйством и концентрировались на промысле, торговле и грабеже. Семья и дом мешали такому образу жизни.
Запорожские казаки активно вербовались в качестве наёмников турецкими, польскими, литовскими, московскими и шведскими монархами. Запорожцы легко меняли знамена, порой, переходя от одного «работодателя» к другому прямо во время битвы.
Как зародилось донское казачество?
Существуют две версии появления казаков на Дону.
Согласно первой, донцами стало православное население Хазарского каганата, сложившие вольное товарищество после распада державы. В этом случае история местного казачества уходит в Раннее Средневековье.
Вторая версия относит зарождение донских казаков к XV–XVI веку. Предполагается, во время монголо-татарского нашествия Орда перебила всё население современной Ростовской и Волгоградской области. Долгое время эти земли были безлюдны и считались ничейными. Они то и стали местом притяжением всевозможных криминальных элементов с территории Руси.
Официально датой основания донского казачества считается 1570 год — по времени получения грамоты от Ивана Грозного, которая приняла донцов в подданство Москвы. С этой поры, донские казаки стали верными солдатами Русского государства, которые оберегали границы, покоряли Сибирь и били захватчиков на протяжении всей истории государства.
Казаки на Дону
В отличие от запорожских казаков, подавляющее число донцов были русскими. Стать казаком мог только тот человек, кто родился на Дону и имел корни донского казачества.
Согласно регламенту, войти в ряды вольницы мог потомок в третьем поколении человека, переехавшего в регион и создавшего здесь семью.
Патриархальная семья, крепкое хозяйство и православная вера были основой внутреннего и внешнего облика мужчины донского войска.
Ритуал посвящения проводился, когда мальчику исполнялось 10 лет. Претендент должен был продемонстрировать знание казачьих традиций и православных молитв. Он приносил присягу, целовал шашку, после чего получал Евангелие и фуражку. С этого момента мальчик признавался полноправным членом общества, готовым нести военную службу.
Впрочем, так было не всегда. В XV–XVI веках женщин на Дону не было. Казаки воровали невест в походах у татар, турок и кавказцев, создавая смешанные браки.
Так, В 1635 году донцы атаковали турок в Таганрогском заливе и взяли в плен более полутора тысяч молодых женщин. Все они впоследствии стали казачьими женами.