У меня дома висят репродукции картин, а недавно к 8 марта «экспозиция» изменилась с зимних пейзажей на празднично-весеннюю: женщины, цветы, Париж.
Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877. ГМИИ им. А. С. Пушкина Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877. ГМИИ им. А. С. ПушкинаКороче, как назло, это импрессионисты, набисты и Ван Гог — многие из тех художников, чьи картины имели в свое время счастье попасть в коллекцию братьев Морозовых, а совсем недавно — несчастье оказаться в Фонде Louis Vuitton (в числе брендов, ушедших с российского рынка) на той самой выставке, которая никак не может (или не хочет) возвращаться в Россию.
Архитектура, мода и социальная справедливость от Louis Vuitton Киноа: кино + архитектура25 февраля 2021Можно строить разные коспирологические теории на тему «это все подстроили, чтобы заграбастать наше достояние» — особенно горько в этом плане видеть заголовок рецензии в The Art Newspaper от 16 июня 2021: «Морозовы ненадолго вернут Парижу постимпрессионистов». Понятно, что написано это было давно и без всякого двойного дна, но заголовок оказался чуть ли не пророческим…
Рецензия на выставку в The Art Newspaper от 16.06.2021 Рецензия на выставку в The Art Newspaper от 16.06.2021Хочется верить, что паника пройдет, страсти улягутся, директора музеев наконец возьмут себя в руки, соберутся с мыслями, договорятся, и картины благополучно вернутся домой. Хочется верить, что возможность разглядывать Марке или Боннара в Пушкинском музее или Эрмитаже не останется в недавнем прошлом, а будет доступна и будущим поколениям художников и любителей искусства.
Но нельзя не констатировать главное: ситуация возникла не на ровном месте и легко может повториться снова. Ведь символический «арест» французской стороной полотен из крупнейших российских музеев — это результат бездарнейшей культурной политики нашей страны, это абсолютный провал музейной дипломатии, которую осуществляют, увы, не всегда достойные этих музеев люди.
Думаю, в эти дни очень многие любители искусства в энный раз задали себе вопрос, каким образом филолог из Одессы Марина Лошак, чьей профессиональной вершиной еще недавно была административная должность в коммерческой галерее Гари Татинцяна или более чем скромные выставки в галерее «Проун» на Винзаводе, вдруг оказалась у руля ГМИИ им. А. С. Пушкина с одним из лучших музейных собраний в мире? Как так вышло, что ее музей показывает москвичам покрытый нафталином видеоарт Билла Виолы, преподнося это как манну небесную, а взамен отправляет в западные музеи лучшие свои экспонаты? Директора российских музеев (а это не только Лошак, но и Пиотровский, Трегулова, Гусев и др.) играют в молчанку и никак не комментируют конфликт, как будто знают наперед, чем он закончится.
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галереяМолчание российской стороны (даже если они что-то и пишут у себя в телеграм-каналах, это уходит вникуда) — это еще один тревожный показатель того, что российская официальная пропаганда окончательно дала сбой. Впрочем, в последние дни об этом не пошутил только ленивый, реагируя на блондинку с плакатом в прямом эфире Первого канала.
Ведь чем отличалась, например, власть Советов 100 лет назад от власти сегодняшней? Тогда у нее были художники и идеологи, которые могли любой факт повернуть в свою пользу. Художники авангарда, которые вдохновляют до сих пор. Художники, которые не боялись бы сказать: ах, вы отняли нашего Сезанна, подавитесь вы им, это искусство прошлого, мы его скинули с корабля современности, мы нарисуем лучше. И они рисовали, писали, строили, даже несмотря на то, что условная «царская морда» разбазарила казенное имущество.
А сегодня таких людей просто нет. Сегодня люди, называющие себя художниками (способные не на искусство, а в лучшем случае на шиномонтаж и работу с хлоркой), могут публично и демонстративно отказаться от участия в Венецианской биеннале, и им за это ничего не будет — более того, в зарубежной прессе их уход назовут почти героическим. Да любой приличный художник о таком проекте мог бы только мечтать, потому что павильон в Венеции — это лицо страны!
Палка-палка и литовец. Кто представит Россию на Венецианской биеннале Киноа: кино + архитектура24 январяСегодня всем тем, кто прыгает с «пацифистскими» плакатиками, даже как-то неприлично напоминать про разгромленный критикой российский павильон в Венеции в 2019 году, когда антивоенный манифест Сокурова с Пиотровским обвинили в излишней серьезности и несовременности. Отдадим должное участникам того павильона: на фоне всех арт-критиков они теперь могут показаться пророками.
Г. Гуманитарный. Из чего состоит алфавит Сокурова Киноа: кино + архитектура19 июня 2021Ставьте лайки ? Делитесь с друзьями????Подписывайтесь на канал ?