Темиргоевская общность, реализующая тенденцию к смещению в равнинную часть Закубанья, при этом выступает альтернативной для населения горной части Закубанья («абхазов», по И. Дебу) и особенно Черноморья, принимая при этом те группы, которые по каким-то причинам переселялись с Черноморья в Прикубанье. В первой половине XVIII в. темиргоевцы были еще горным племенем, «живя в крепких горах» [Кабардино-русские отношения 1957, т. II: 134], но уже создав социум на иерархически-федеративных началах.
В кавказоведении утвердилось понимание упомянутых «абхазов» как абазинского компонента западно-адыгских социумов, абазы средневековых источников [Лавров 1946: 165-166]. Термин «абаза» прямо закреплен в названии социума абадзехи («абзах» — адыгск.), что значит «ниже абазцев» [Люлье 1857: 228-229]. Источники 1740-х годов и более поздние рисуют абадзехов динамично расширяющимся обществом. Первоначально они занимают верховья рек Белой и Лабы [Гильденштедт 2002: 234; Паллас 1974: 240]. К концу XVIII в. их земли расширяются до рек Фарса, Псефири, Пшехи, Пчаса, вытесняя из бассейна Псекупса местную групу бжедухов, а из Курджип-са — егерукаевцев [Клапрот 1974: 240; Аутлев, Лавров 1964: 11], тем самым, надо полагать, укрепляя союз с темиргоевцами, с которыми абадзехи находились во враждебных отношениях. Сами абадзехи в преданиях колыбелью своей считали высокогорную область Туби на Пшехе, притоке Белой [Дьячков-Тарасов 1902: 3]. Абадзехи, как и темиргоевцы, были принимающим социумом. Упоминается, что эта общность выросла за счет беглецов из других племен, взбунтовавшихся крестьян и абреков. Известны и случаи ухода крестьян от абадзехов к шапсугам [Люлье 1857: 228-229]. «У абадзехов племен считают до восьмидесяти, из коих главнейшие суть: Цей, Куб, Дзид, Хаток, Свюзе, Тлиш, Кукт, Кетаур и Бирица» [Люлье 1857: 232].