Значение Тмутараканского периода в истории славян и адыгов трудно переоценить. Воцарение в Тмутаракани и подчинение своему влиянию касогов заметно усилило позиции Мстислава в борьбе за наследство Владимира на Руси. Фактически за его спиной стояла вся Северо-Западная Черкесия с воинственным населением, издавна приобщенным к православию. Это позволило Мстиславу стать владельцем всей той части Руси, которая была расположена по левую сторону Днепра. Владевший Тмутараканским княжеством после него князь Ростислав Владимирович продолжил заложенные Мстиславом традиции русско-адыгского политического союза и боевого содружества.
Очевидно, что и для Черкесии этот союз был выгодным. Он стал одним из этапов зарождения адыгской государственности и распространения касожского влияния не только на Кавказе, но и в Крыму. В этот период вся восточная часть Крыма с центром в Керчи (Корчев) входила в состав Тмутараканского княжества и стала местом расселения для различных групп адыгского народа.
Взаимодействие адыгов и руссов в Тмутараканском княжестве имело, кроме того, важное, культурное, духовно-нравственное значение. Именно в этот период, как полагает Л. И. Лавров, активизировалась Зихская епархия с центром в Тмутаракани36. В городе была построена церковь Святой Богородицы и два монастыря. Несомненно, это придавало христианскому черкесско-русскому княжеству еще больший вес, способствовало развитию религиозного сознания адыгов, принявших христианство еще в VI веке при византийском императоре Юстиниане I (527 — 565).
Известно также, что в Тмутаракани во второй половине XI века жил некоторое время монах Никон Печерский, летопись которого донесла до наших дней подробности русско-касожских отношений данного периода.