Каски, как сказано, были и оставались с протоадыгами в самом близком культурном и языковом родстве, сохраняя независимость а, возможно, и родной хаттский язык. По-видимому, такое положение страны касков продолжалось длительное время и после того как в XIII - начале ХП в. до н.э сама Хеттская держава рухнула под ударами коалиции народов Восточного Средиземноморья, трансформировавшись в относительно слабые и раздробленные позднехеттские царства, история которых прерывается окончательно в конце VIII в. до н.э. Но реликты хаттско-адыгского родства и хеттского влияния сохраняются у черкесов по сей день, в чем уже невозможно усомниться. С хаттской эпохой истории адыгов связаны не только элементы языка, но и отложившиеся в фольклоре воспоминания об Анатолии как о благодатном крае, Золотой долине, почитаемой как божество. Я имею в виду традиционный зачин адыгских гимнов, молитв и здравиц, ср.:
О наш Бог, Великий Бог,
Анадола, Золотая долина!
Уэ ди Тхьэ, Тхьэшхуэ,
Анэдолэ, дыгцэ къуэладжэ!
Вообще Анатолия предстает в языке и фольклоре адыгов как хорошо знакомый край, в котором они живут, где сбываются мечты человека о счастье. Сопоставив эти реминисценции с утверждениями, согласно которым жителями г. Хаттуса, столицы Страны хаттов, могли быть представители абхазо-адыгских или картвельских племен, следует усомниться в том, что взаимодействие народов Передней Азии и Кавказа протекало механистично в форме односторонней миграции с юга на север. Миграция могла быть взаимной.
Следует учесть, что в течение II тыс. до н.э. индоевропейцы из предкавказских степей переселялись большими группами в Переднюю Азию и Индию, увлекая за собой часть кавказского, в том числе и адыгского населения. В числе этих групп были протохетты. Контакты хатто-абхазо-адыгских народов с ними поддерживались, возможно, еще в пределах Кавказа и продолжились в Анатолии. Отсюда, по всей вероятности, весьма употребительное и в настоящее время черкесское выражение хъетжегъъйэ -«будь таким, чтобы о тебе могли сказать «хетт». Оно донесло до нас пиитет, с которым относились древние жители Кавказа к хеттам.
Но в случае с абхазо-адыгами и хаттами мы имеем сверх того принципиально иную картину взаимных связей, предопределенную родством языка и древней культуры этих народов. Причем само это родство предстает не столько как итог миграции, сколько как данность, обусловленная самим фактом территориальной и этногенетической близости. Даже само слово хатт - адыг, хъат в черкесской культурной традиции приобретает высокую психологическую и социальную значимость - особенно в составе личных имен, фамилий и кланов, ср.: ХъэтЫжъ - «Славный хатт», ХъэтЫгу - «Хаттское сердце», Хъэт1ыкъуэ -«Сын хата», Хъэтэжъыкъуэ - «Сын славного хата» и др.
Многие другие подобные элементы черкесской культуры еще ждут своего привлечения и осмысления. Но и тот материал, который уже известен, позволяет сказать, что, возможно, Западный и Северный Кавказ были центрами, а не периферией хатто-абхазо-адыгского древнего единства, своего рода метрополией некоторых древних народов Передней Азии, и прежде всего хаттов. Общие черты, следуя этой логике, являются следами генетического родства, а различия - итогом или результатом географических и хранологических разрывов, ибо, как говорил Антуан Мейе, пространство и время уже сами по себе порождают различия.