XVII век — одно из самых насыщенных, и я бы сказал "напыщенных", столетий в истории человечества. Страны континентальной Европы переживали небывалый подъем, отразившийся не только на благосостоянии населения, но и на культуре и искусстве. Россия, пройдя через горнило Смутного времени, отказавшись от вековой патриархальности, развернулась лицом к Европе. А в Китае произошла смена династии.
Все это отразилось на эстетическом восприятии женского тела. В моду вошли пышные дамы объемных форм. Об этом мы писали в предыдущих статьях:
1. От первобытно-общинного строя до Древней Греции
2. От империи Хань до "Золотого века" Индии
3. От времен раннего Ислама до Киевской Руси
4. От Раннего Ренессанса до Высокого Возрождения
5. XVII век — пик моды человечества на пышные женские фигуры
6. Эволюция женских форм (XVII век): Россия и Китай
Теперь пришло время обратится к Англии, которая в течение одного века умудрилась трижды сменить свои представления о женской красоте.
Принятые стандарты женской фигуры в Бриатнии XVII века
17-е столетие в Англии прошло под знаком династии Стюартов. Они пришли к власти, были "обезглавлены" Революцией, пережили Реставрацию, и снова ушли, на этот раз навсегда.
В то же время, не смотря на внутренние проблемы, Британия продолжает вести войны и колонизацию "ничейных" земель. Именно в XVII веке, с образования первой колонии в Виргинии (1607 г.), и путешествия Гудзона в Северную Америку (1610 г.), началось то, что теперь называют Соединенными Штатами Америки и Канадой.
Стюарты: Яков I (1603-1625) и Карл I (1625-1649)
С исторической арены сошли Тюдоры, завершив свое правление "Золотым веком Англии" под управлением Елизаветы Первой, и пришли Стюарты.
На трон Англии сел шотландский король, сын Марии Стюарт, Яков. И чопорная напыщенная Англия времен Елизаветы, быстро становится страной необузданной роскоши. Некогда строгая и высокомерная английская знать берет пример с фаворита и первого министра королевства, Джорджа Вильерса, более знакомого нам, как герцог Бекингем.
Вместе с модой на дорогую одежду и шумные празднества, в Англию приходит и новое восприятие женской красоты. Самыми модными художниками этого времени становятся Рубенс и Ван Дейк, у которых появляется много подражателей среди англичан.
Коллаж из картин РубенсаИ если Рубенс, бывал в Англии, как дипломат, то Ван Дейк становится придворным художником Карла Первого. Лично участвует в формировании у английского общества образа идеальной семьи — худощавый высокий глава, очень упитанные дети и красавица-хозяйка — женщина аппетитных форм.
Это конечно не пышки континентальной Европы, но уже и не худосочные англичанки.
Что же касается современных примеров, то далеко даже ходить не надо. Английские принцессы Беатрис и Евгения, своими фигурами точно пришлись бы ко двору Карлу Первому.
Английская революция (1640-1660). Протекторат Кромвеля
Причин приведших к революции в Англии множество, но для нашего исследования важны две:
Разобщенное английское общество, переживавшее нелегкие времена, после прихода Стюартов к власти, было едино в одном — королевский двор чрезмерно шиковал на фоне бедственного положения в стране.
Религия играла одну из ведущих ролей в революции. Сама революция началась с противостояния пуритан и англиканской церкви. Пуритане призывали к аскетизму и трезвости, а англиканская церковь поддерживала королевскую власть.
Англии пришлось пережить две гражданские войны и казнь короля, прежде чем в 1653 году был установлен Протекторат Оливера Кромвеля. К этому времени уже ничто на напоминало о тучных временах. Кардинально изменились и предпочтения англичан — главным стало "строгость во всем".
В этот период практически не встречается женских изображений, зато мы можем сделать определенные выводы из традиций пуритан ... и как ни странно, картины "Казнь короля Англии Карла І Стюарта в 1649 году глазами очевидца", написанной современником событий Джоном Висопом.
В ней в средине композиции отображено старое общество: яркое, пышное, сочувствующее Карлу. А по краям картины, новое, идущее ему на смену.
В нем узнаются традиции средневековой, очень религиозной, Британии. Эталоном красоты тех времен считалась богобоязненная прихожанка с мальчишеской фигурой, не вызывающей никаких плотских желаний.
Прототипы женщин тех времен надо искать в модельном бизнесе конца 20 века, когда такой тип фигуры был наиболее популярен среди моделей.
Актриса Кира Найтли, модель Кейт Мосс, актриса Кейт ХадсонРеставрация Стюартов (1660-1688). Падение династии. Образование Великобритании.
Как это обычно бывает со всеми революциями, после них положение людей только ухудшается. Так произошло и с английской. На фоне затяжной войны с Испанией, за острова Испаньола и Ямайка, экономика Англии трещала по швам. Все больше англичан симпатизировало роялистами.
Пока был жив Кромвель, недовольство удавалось сдерживать, в том числе жесткими мерами. Но после его смерти, в 1658 году, все полетело в Тартарары. И уже в 1660 году, генералом Монком, был совершен переворот, а на трон приглашен, сын казненного короля, Карл Второй.
Стали возвращаться сбежавшие в Европу дворяне, англиканская церковь была восстановлена в своих правах, история как-будто зашла на второй круг со Стюартами.
Англичане, словно сошли с ума. Экономика все так же дышала на ладан, а они веселились и пировали, будто наверстывали предыдущие 20 лет.
А в это время в Лондон пришла "Великая чума" (1665 г.), унесшая 20% горожан, затем "Великий лондонский пожар" (1666 г.), уничтоживший всю центральную часть города ( 13 500 домов, 87 церквей).
В конце концов, через три года после смерти Карл II, Стюарты были свергнуты. На это раз окончательно.
Впереди уже намечались очертания 18 века, ставшего "золотым" для английской школы живописи, а пока мы видим картины конца 17 века.
Женщины на этих картинах обладают классическими пропорциями. Без пышности начала века, но и без аскетизма времен Оливера Кромвеля.
Такие бы и в наше время считались красавицами. Например, как британка Эмилия Кларк:
(Продолжение следует)
Источник: Автор