Как известно, в высокогорной области Памира и Гиндукуша проживают так называемые памирские народы. Они живут в четырёх странах: в Горно-Бадахшанской области Таджикистана, в афганской провинции Бадахшан, в Северных Территориях Пакистана и в Ташкурган-Таджикском автономном уезде Китайской республики. Самая большая их часть живёт именно в Таджикистане (около 135 тысяч человек), а самая маленькая в Китае (всего около 300 человек).
Памирских народов несколько, и они делятся на северных и южных. К северным относят шугнанцев, рушанцев, хуфцев, бартангцев, рошорвцев, сарыкольцев и язгулямцев. К южным относят ишкашимцев, сангличцев, ваханцев, мунджанцев и йидга.
Как видите, их довольно много, и говорят они, что интересно, на разных языках! Правда, есть один важный момент: все эти языки относятся лингвистами к восточноиранской группе иранской ветви индоевропейской языковой семьи. То есть в пределах своей группы они родственны.
Чем же таджики, проживающие во всех вышеперечисленных странах, отличаются от этих памирцев, ведь они тоже говорят на языке иранской ветви? А тем, что таджикский язык стоит немного в стороне. Более того, некоторые лингвисты считают его вариантом персидского языка — фарси. (Собственно, «таджики» — это и есть персы. Это слово употреблялось иранскими народами, чтобы обозначить себя как НЕтюрков).
Кроме того, памирцев объединяет общий тип горного хозяйствования, который возник в одинаковом ландшафте. Также в исламе памирских народов сохранилось довольно много языческих (доисламских) пережитков, благодаря тому, что они долгое время жили в неприступной горной локации.
***
Про памирские народы в российском сегменте Интернета много слухов и сплетен. В основном, их называют «истинными ариями» и прилагают фотографии относительно светловолосых и светлоглазых людей в доказательство. Однако, надо сказать, что блондинов и рыжих сред памирцев не больше, чем среди обычных таджиков. Хотя, конечно, на таджиков в прошлом сильно повлияли пришлые тюрки. Но не так сильно, как кажется!
Первые предки памирских народов пришли в эту горную местность примерно в 7-6 веках до нашей эры. Это были предки нынешних ваханцев и ишкашимцев. Потом были и другие волны родственных народов — а именно кочевых саков, разноимённые племена которых пришли сюда. Вот почему памирских народов много. Их предки хоть и были родственниками, но приходили сюда в разное время и в разном количестве. И поэтому до сих пор они не сплотились в один этнос.
Кстати, многие империи Древнего мира и Средневековья пытались покорить местные народы. Это делали персы, тюрки, китайцы, арабы, монголы и т. д. С одной стороны, эти завоевания им вроде бы удавались... С другой стороны, никто из завоевателей в этой местности не закрепился надолго. И никакой приличной вражеской крови не влилось в жилы памирских народов. Отсюда — такое особое этническое самосознание и внешний вид.
Поэтому долгие века тут существовали лишь небольшие княжества — иногда самостоятельные, иногда не очень. По большому счёту до 19 века памирцев никто основательно и не завоёвывал. Пока данную местность не разделила между собой Российская и Британская империи (Афганистан был под властью последней, как вы понимаете).
В советское время здесь была Таджикская Советская Социалистическая Республика. Правда, сначала она была автономной в составе Узбекистана, потом самостоятельной в пределах СССР. А после развала Союза стала независимой страной.
В настоящее время памирцы отказываются признавать себя таджиками (не все, конечно, а более 85% от всего населения). Но всё больше и чаще говорят на таджикском языке. При этом, если иностранец спросит о национальной принадлежности, то памирец обычно скажет, что он — таджик. Имея в виду гражданство в первую очередь. А вот в окружении земляков они предпочитают уточнять: ваханец, язгулямец, сарыколец или просто — памирец.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх, подписывайтесь!
Источник