Маурицио Каттелан. Художник - сам являющийся конструктором, но из запчастей, не стыкующихся друг с другом. Не случайно на самоироничном фото он готов испытать маленькое страдание от прищепок, которые должны скрепить все части лица этого выдумщика воедино.
Его искусство действительно сложно представить как-то целостно и уж тем более гармонично. Как и век наш, и жизнь нашу, и наши взгляды - оно разорвано на куски, обломки, фрагменты, цитаты, отрывки, выдержки, сцены и эпизоды. Красноречива фотография 2012 года с грандиознейшей по масштабу экспозицией работ Каттелана в музее Соломона Гугенхейма в Нью-Йорке.
Его инсталляция «Баллада о Троцком» из таксидермированной лошади, подвешенной за сбрую, проста. Но она несет огромное значение для нашего времени. Лошадь, подвешенная в пустоте олицетворяет конец революционной утопии Троцкого делать людей счастливыми за счет несчастья других.
М.Каттелан
Его концепция - это ирония протеста, социального бунта, эстетической революции. Его не признает не только большая часть зрителей, но и осуждают профессионалы, вроде Сгарби и Даверио, - поставленный ими диагноз: пустозвонство.
И тогда он идет ва-банк. Он создает золотой унитаз стоимостью 6 миллионов долларов, организует выставку и ставит его во дворце Бленхейм.
Унитаз установлен не абы где, а напротив комнаты, где родился Уинстон Черчилль, с правом посетителя выставки справить в нем нужду. Благодарная публика строится в многочасовые очереди, и подтверждает, что готова участвовать в любом абсурде, особенно, с триггерами несбыточного богатства и роскоши.
Но пока одни мечтали посидеть на унитазе временно, другие - хотели это делать постоянно (а ведь человечество не оставило своих умений, наработанных веками и покусилось на произведение современного искусства). Унитаз во время выставки сперли и до сих пор ищут. Это и следовало доказать, - намекает Маурицио: - Я вам покажу, кто вы есть.
Но никто не хочет украсть Папу Римского, пораженного метеоритом. А зря, ведь упущена возможность создать дома маленький Ватикан, эдакий Ватиканчик.
Никому не нужен и вот этот меланхоличный персонаж, поставленный на колени в виде беззащитного молящегося мальчика, готового всплакнуть сей же час.
Никто не крадет белку, совершившую акт самоубийства в придорожной забегаловке.
Эту инсталляцию мастер объяснил тем, что животные также чувствуют и страдают. Его идея : показать человеку, как далеко его заводит двойственная натура. Человек создает зверофермы с пушными зверями для шубок, коровники, откуда никогда не выйдут коровы, зоопарки как концлагеря, птицефермы, где куры не могут даже встать на ноги. А человек все борется за природу.
Чего ж его к нам -то не везут?
Возможно причина еще в том, что Каттелан в своих работах поразительным образом предсказывает будущие события . А мы в ближайшей перспективе ничего хорошего не ждем, поэтому нам не надо показывать наше будущее.
Вот его инсталляция 2007 года "Без названия", весьма красноречиво напоминающая события, случившиеся в пандемию 2020 года.
А вот гиперболизированный скелет кошки. Идея такая, что скоро даже кошек мы будем разглядывать как экспонаты в музеях.
А когда он в миланском парке сделал инсталляцию "Повешенные дети" , через некоторое время в Иране действительно казнили подростков за гомосексуальные связи. (Из этических соображений мы не размещаем эту инсталляцию).
Так отчего ж не везут его в Россию?
Закралось еще одно подозрение. Когда-то этот чико, сын уборщицы и водителя грузовика, таскал одежду с мусорных баков Ист-Виллиджа на ворованном велосипеде. Когда-то его миновали все шансы получить хоть маломальское образование. Некогда ему было - он работал, то в морге, то
в кафе, то уборщиком, то донором спермы. А сегодня он один из самых высокооплачиваемых художников мира, которому могут позавидовать многие олигархи.
Может поэтому не везут его к нам, чтобы не портить настроение нуворишам?
Между тем у него становится все больше лиц, все больше выражений, все больше осуществлений замыслов. Потому что он все больше видит в мире противоестественного. Взгляните на инсталляцию "Новоченто".
Маурицио Каттелан
Когда-то, а точнее в конце лета 89 года 19 века, Ван Гог написал "Вспаханное поле и пахарь" из окна клиники для душевнобольных в Реми-де-Прованс.
Маурицио Каттелану не надо искать клинику - где он выставляет свои произведения - там сразу и возникает клиника для душевнобольных. Только весь вопрос в том, не является ли такой клиникой вся наша планета?
Подписывайтесь на канал "Напиши шедевр"!
Источник