Его прекрасные роли » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

Его прекрасные роли 08:55 Вторник 0 391
28-01-2020, 08:55

Его прекрасные роли


Его прекрасные роли
Его драматический баритон звучал в Большом театре Москвы, в оперных театрах Львова, Киева, Одессы, Ростова-на-Дону, Краснодара. Оперный певец и актер, заслуженный артист Адыгеи Александр Степанов отметил свое 70-летие. Для многих младших коллег он выступал и выступает в качестве педагога-практика, ведь за его плечами лежит полувековой опыт работы в сфере искусства. О 45-летнем творческом пути, из которых четверть века его голос звучит со сцены Камерного музыкального театра им.А.А.Ханаху, — в материале «СА».

Увлеченный музыкой
Александр Степанов родился в 1949 году в семье военного. Детство прошло в переездах из города в город, по большей части в военных городках, где о музыкальной школе можно было только мечтать. Но мама будущего артиста, по его словам, обладала красивым тембром голоса и прививала сыну любовь к пению. А сознательное знакомство с музыкой произошло уже в Майкопе, куда переехала семья Степановых после выхода отца в отставку. Первым педагогом была Клавдия Николаевна Эверт в кружке при Доме культуры «Дружба», в котором, кстати, сегодня располагается Камерный музыкальный театр.
Обладая хорошими вокальными данными, молодой человек поступил в Киевскую государственную ордена Ленина консерваторию им.П.И.Чайковского на специальность «оперный и концертный певец». За 7 лет учебы — два года на подготовительном и пять лет на основных отделениях — он получил многогранное образование, необходимое представителю актерской профессии. Это и уроки хореографии, сценического мастерства, фехтования, и занятия студенческим спортом.
Увлеченный музыкой
Александр Степанов родился в 1949 году в семье военного. Детство прошло в переездах из города в город, по большей части в военных городках, где о музыкальной школе можно было только мечтать. Но мама будущего артиста, по его словам, обладала красивым тембром голоса и прививала сыну любовь к пению. А сознательное знакомство с музыкой произошло уже в Майкопе, куда переехала семья Степановых после выхода отца в отставку. Первым педагогом была Клавдия Николаевна Эверт в кружке при Доме культуры «Дружба», в котором, кстати, сегодня располагается Камерный музыкальный театр.
Обладая хорошими вокальными данными, молодой человек поступил в Киевскую государственную ордена Ленина консерваторию им.П.И.Чайковского на специальность «оперный и концертный певец». За 7 лет учебы — два года на подготовительном и пять лет на основных отделениях — он получил многогранное образование, необходимое представителю актерской профессии. Это и уроки хореографии, сценического мастерства, фехтования, и занятия студенческим спортом.
Александр Степанов даже выступал за сборную консерватории по футболу и баскетболу. И хотя минуло больше четырех десятков лет, многие зрители до сих пор отмечают красивую выправку и спортивный стан артиста.
Бас или баритон
Немногие знают, но баритон Александра Степанова — отчасти заслуга итальянского певца Элио Боталье.
— Моим педагогом была великолепная в прошлом оперная певица. И первое время учебы меня «вели» как баса. А потом в консерваторию приехал итальянский певец, и на одном из концертов он мне сказал: «Саша, нон басо, баритоно!» Такое нередко случается, когда преподаватель сразу не может идентифицировать голос ученика: между тенором и баритоном может быть очень тонкая грань. Из всего курса для занятий итальянец отобрал лишь восемь человек. Кстати, мы прекрасно друг друга понимали. Я подучил итальянский, а он — русский, ведь язык, как и вокал, требует практики. И буквально за несколько месяцев занятий я стал чистым баритоном, — рассказал Александр Степанов.
Классический репертуар
В 1975 году после солидного конкурсного отбора он был зачислен в труппу Днепропетровского оперного театра. Начинал с небольших ролей второго плана. Но «кушать подано» тоже нужно было спеть, все-таки театр оперный. По своей инициативе артист изучал партии из знаменитых опер, и эта его целеустремленность была вознаграждена. Вскоре он получил первую большую партию — роль Эскамильо в опере Бизе «Кармен». За ней последовали князь Игорь в опере Бородина, Жермон в «Травиате» Верди, Грязной в «Царской невесте» Римского-Корсакова.
В 1981 году артист принял предложение из Донецкого оперного театра, где спел весь баритональный классический репертуар: роли Онегина и Роберто в операх Чайковского, Сильвио в «Паяцах» Леонкавалло, графа Данило в «Веселой вдове» Легара.
Карьера оперного певца шла в гору. Но как нередко случается в творческой среде, в очередной конфликт с главным режиссером молодой артист не выдержал и сгоряча написал заявление об увольнении. Это был 1988 год. Переезд в Майкоп был логичным решением, ведь здесь жили родители, и уезжал не на пустое место.

Преподаватель или актер?
В музыкальном сообществе Майкопа Александра Степанова прекрасно знали. Еще во время учебы в консерватории и работы в опере он нередко выступал здесь на концертах. Музыкальное училище (сейчас — Адыгейский республиканский колледж искусств им.У.Х.Тхабисимова) тогда возглавлял Адам Асхадович Ханаху, который пригласил артиста преподавать академический вокал студентам. А в 1993 году открылся Камерный музыкальный театр, и худрук театра Юнус Сулейманов пригласил в труппу опытного оперного певца.
— Поначалу я совмещал театр и училище, но потом остановился на театре, ведь сцена — это моя жизнь, — делится с «СА» юбиляр.
В первые годы становления на сцене музыкального театра шли одноактные оперы «Колокольчик», «Кофейная контата» и «Моцарт и Сальери». Александр Степанов всегда выступал за то, чтобы театр не боялся «замахиваться» на сложные жанры, ведь вокалисты растут именно на классике. И постепенно репертуар театра ими пополнился. И не последнюю роль во всех смыслах этого слова в этом сыграл Александр Степанов.
Он по сей день один из незаменимых в прямом смысле слова актеров. Чтобы сыграть определенные роли в спектаклях, составляющих основной репертуар Камерного музыкального театра, нужны не только определенные вокальные данные, но и соответствующий типаж. Его герои — импозантные мужчины, любимцы и любители женщин. Он играл Эдвина в оперетте «Сильва» и Генриха Айзенштайна в оперетте «Летучая мышь» — сейчас эти роли исполняют представители молодого поколения артистов. Но по сегодняшний день играет роли господина де Лямара в комедии «Не верь глазам своим», Советника в «Старомодных амурах», царя Менелая в оперетте «Прекрасная Елена», профессора Хиггинса в «Моей прекрасной леди» и других спектаклях.
Спектакль к юбилею
К 70-летию Александра Степанова 17 января в Камерном музыкальном театре состоится показ спектакля «Моя прекрасная леди» по знаменитой пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Эту постановку можно назвать уникальной, ведь уже более 15 лет ее играет неизменный состав. Партнерами Александра Степанова по сцене здесь выступают артисты Виктор Серебрянский, Виктор Марков, Надежда Максимова, Ирина Кириченко. Спектакль пользуется неизменной популярностью и из сезона в сезон красуется на театральной афише. И хотя в приватной беседе артист обмолвился, что выходит в роли Хиггинса последний раз (мол, возраст уже поджимает), но мы-то знаем, что театр вещь непредсказуемая, и выходить на сцену ему суждено до тех пор, пока зрительный зал взрывается аплодисментами и приветствует любимого актера, скандируя: «Браво!» Источник: Газета Советская Адыгея


«Одинокий бродяга любви»: кем на самом деле был Казанова? 14:17 Четверг 0 16 082 «Одинокий бродяга любви»: кем на самом деле был Казанова? Автор Михаил Дудченко Имя Казановы давно стало нарицательным: чаще всего знаменитого венецианца вспоминают как героя-любовника. Но на самом деле он был авантюристом, мошенником, писателем — а также
Зациклились на негативных мыслях? Советы психолога о том, как себе помочь 09:24 Четверг 0 16 602 Зациклились на негативных мыслях? Советы психолога о том, как себе помочь «У меня ничего не получается», «все будет плохо» — мы часто оказываемся во власти деструктивных установок, которые мешают нам жить. Это мысли, которые не имеют ничего общего с реальностью, поэтому