» » Спецпроект «СА» к Международному женскому дню
Спецпроект «СА» к Международному женскому дню 00:34 Среда 0 89
11-03-2020, 00:34

Спецпроект «СА» к Международному женскому дню


Спецпроект «СА» к Международному женскому дню
Актриса, блогер, врач, дизайнер, ресторатор, музыкант, визажист, спортсменка. Такие разные и такие похожие. Красивые, успешные, истинные женщины в преддверии 8 Марта поделились «СА» историями своей жизни.

Кристина Тахмазян: Я втайне недолюбливаю редактора журнала «ЗОЖ»

Став врачом, она исполнила нереализовавшуюся мечту своей мамы, а специализацию в медицине выбрала для того, чтобы помочь отцу. И спустя 15 лет практики Кристина Тахмазян — заведующая стационарным отделением республиканского кожно-венерологического диспансера и востребованный в Майкопе косметолог — ни разу не пожалела о своем выборе. Она рассказала «СА» о том, как на протяжении многих лет принимать минимум 60 пациентов в день и не уставать, о претензиях к редактору журнала «ЗОЖ» и истинных стандартах женской красоты.
Мамина мечта
Кристина Тахмазян из многодетной семьи, у нее есть три родные сестры. Мама всегда мечтала быть врачом. Но судьба сложилась так, что в 18 лет она вышла замуж, родились дочки, и было не до учебы. Но мечту свою реализовать ей удалось — трое ее дочерей сейчас работают докторами.
— С профилем определилась почти сразу — дерматология: у моего папы было непростое кожное заболевание, и я решила, что должна найти способ, чтобы ему помочь, — рассказывает Кристина.
Первое место работы — кожно-венерологический диспансер. Тогда молодому доктору приходилось выполнять самые разные обязанности. Главный врач, принимая на работу, так и сказал: «Имей в виду — будешь у всех на подмоге». Кристина согласилась и, несмотря на то, что было непросто, ни на секунду не пожалела о тех сложностях.
О врачебных принципах
Спустя три года интенсивной работы она, сама еще молодой доктор, уже начала делиться опытом с новым поколением врачей — стала преподавать дерматовенерологию в Мед­институте МГТУ.
— Молодым врачам я всегда привожу в пример свою жизнь: я не была ни на одном утреннике у своих детей, потому что в это время принимала больных. Если ко мне приходил пациент, а я не могла точно определить диагноз и назначить лечение, которое ему бы помогло, я прибегала с работы домой и первое, что делала — листала медицинские атласы. Пока не находила то, что мне нужно, не ложилась спать. У врача не может быть понятия пассивности! Это постоянное, ежедневное обучение, а еще — любовь к людям. Если доктор изначально работает ради людей, а не ради заработка, то к нему обязательно придет и финансовый достаток. Другие принципы не работают: если врач будет излучать негатив, он вернется к нему в двойном объеме, — говорит Кристина.
Такая же схема работает и с позитивным зарядом — его доктор получает от пациентов, которым он помог. Кристина рассказывает случай из недавней практики: на приеме был мальчик с витилиго (нарушение пигментации, при котором на коже появляются светлые пятна). Эта болезнь считается неизлечимой.
— Я назначила сложную схему лечения, при этом понимая, что существенных изменений добиться почти невозможно. А спустя время встречаю его маму. И она рассказывает, что все пятна у него запигментировались! Это нонсенс. И настоящий бальзам на душу, — рассказывает Кристина.
При этом лечить пациентов становится все сложнее, говорит доктор. Причина — в доступности информации. Что сейчас делает большинство людей в первую очередь, когда у них что-то болит? Гуглит симптомы. А потом по рекомендациям из интернета назначает себе лечение. Естественно, в большинстве случаев это только усугубляет состояние.
— Есть в медицине такое понятие — устойчивость к терапии. Когда человек приходит на прием, а я понимаю, что препараты из моего арсенала уже вряд ли ему помогут, потому что он сам себе назначал куда более серьезные лекарства. И еще: я втайне недолюбливаю редактора журнала «ЗОЖ», — шутит Кристина. — Их статьи лично мне мешают работать, потому что многие пациенты «лечатся» по ним и приходят на прием с серьезнейшими осложнениями.
Доктор красоты
 Помимо дерматологии, у Кристины есть еще одна востребованная специальность: она работает косметологом. Говорит, что поехала на курсы 10 лет назад вместе с сестрой из любопытства. Прошла обучение. Было интересно попробовать что-то новое. Так и стала совмещать.
— Я честно признаюсь: косметология для меня скорее хобби. Мне нравится эстетика, нравится видеть женщин, которых я делаю чуть счастливее. Но согласитесь, что благодарность за красоту и благодарность за здоровье не совсем равноценные понятия! — говорит доктор.
Она уверена, что жестких критериев и стандартов красоты не существует. Как не существует и «идеального» возраста для первого похода к косметологу. А главный тренд сегодня — естественность.
Несмотря на насыщенный рабочий график — а Кристина совмещает прием пациентов в стационаре диспансера, частной клинике и косметологию, — она искренне говорит, что от работы не устала и профессионального выгорания не ощущает точно. У нее двое детей, но декретного отпуска практически не было. Когда родила сына, вышла на работу спустя семь месяцев, а декрет после рождения дочери длился всего две недели. При этом на вопрос, хотела ли бы, чтобы дети пошли по ее стопам, шутливо, но при этом вполне уверенно отвечает: у них нет другого выбора.
— Дочка говорит, что хочет быть ветеринаром. Я сказала: «Окончи мединститут и лечи животных!», — шутит Кристина и дает лучшую рекомендацию, которую можно получить от доктора:
— Мы состоим из того, что едим и чем дышим, но пусковым механизмом всех заболеваний является стресс. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Улыбаться, любить жизнь и быть благодарными за то, что мы живем и можем быть кому-то чем-то полезными!
Анастасия Акименко: Мои методики нацелены на поддержку здорового психологического состояния мамы и малыша

Один из первых в Адыгее консультантов по грудному вскармливанию и детскому сну блогер Анастасия Акименко за пять лет помогла нескольким тысячам молодых мам сохранить и наладить процесс естественного вскармливания, позволив женщинам в полной мере насладиться материнством.
Все началось в 2015 году, когда Анастасия сама стала мамой. Появление малыша всегда большое счастье, однако даже самые подготовленные женщины в первые месяцы жизни младенца из-за неопытности испытывают тревогу и не застрахованы от ошибок.
— Будучи беременной, я ничего не изучила о грудном вскармливании. Кроме того, вокруг не было примеров кормящих мам, все дети росли на искусственных смесях. Поэтому из-за незнания и неподготовленности после рождения сына я столк­нулась с множеством проблем. К полутора месяцам уже настолько отчаялась наладить этот процесс, что решила перевести малыша на смесь. Остановил меня муж, который в один из вечеров, когда я в очередной раз хотела идти за детским питанием, попросил меня попробовать еще раз, а вдруг получится, — рассказывает Анастасия.
Полезные знания
Девушка стала искать информацию в интернете, попала в группу молодых мам в «Одноклассниках» и благодаря советам опытных женщин сохранила грудное вскармливание. Осталась в группе и стала сама делиться опытом с теми, кто столкнулся с похожей ситуацией. Со временем пришло решение получить образование в этой сфере и оказывать уже профессиональную поддержку.
— Грудное молоко имеет решающее значение для адекватного роста и полноценного развития ребенка, напрямую влияет на устойчивость к инфекционным и аллергическим заболеваниям. Современных консультантов по грудному вскармливанию обучают именно организации естественного вскармливания, — отмечает Анастасия.
Знаниями, которые она получила, захотелось делиться с другими женщинами. Так появился блог в инстаграме, где она стала размещать полезные публикации. Постепенно страничка стала набирать популярность, а к теме естественного вскармливания добавилась еще одна не менее важная и острая для молодых мам тема — детского сна.
 — Если раньше мамы не знали даже азов (например, почему необходимо кормить ребенка по требованию, а не по часам, соблюдая режим, как это было в советские времена), то сейчас такие вопросы возникают все реже. Радует, что сократилось количество обращений, связанных с отказом ребенка от груди. У современных молодых мам есть база знаний, они понимают, что происходит с малышом, какой причиной обусловлено то или иное его поведение, и, обращаясь к специалисту, заранее настроены на работу, — говорит Анастасия.
С увлечением и вдохновением
Нужную информацию женщины получают не только из публикаций в социальной сети, но и в созданной Анастасией Акименко онлайн-школе грудного вскармливания и сна.
— Мои методики мягкие и нацелены в первую очередь на поддержку здорового психологического состояния мамы и малыша. Чаще всего мамы отказываются от естественного вскармливания в пользу искусственного именно из-за психологических моментов, — считает Анастасия Акименко.
Связь сна, грудного вскармливания и взаимодействие мамы с ребенком в ключе психологии — новое направление, в котором работает Анастасия. Сейчас она получает второе высшее образование в Московском институте психоанализа, где учится на семейного психолога.
Хобби мамы в декрете превратилось в малый бизнес:
— Поначалу было сложно совмещать работу с семьей, я воспитана в представлениях, что дома всегда должен быть идеальный порядок, на обед — первое, второе и третье, и за все это ответственна женщина. Кроме того, ребенок был маленький, учиться приходилось по ночам и всего несколько часов днем, когда сын спал. Но мне очень помогал и помогает муж. А кроме того, когда бизнес произошел из хобби, которое увлекает и вдохновляет, то оставаться женственной легко. Как-то услышала от одного психолога выражение, смысл которого в том, что, если человек готов работать, даже если ему не будут за это платить, значит, это дело его жизни и он действительно любит то, чем занимается.
P.S. Пока номер готовился к печати, Анастасия Акименко во второй раз стала мамой. Поздравляем ее и желаем здоровья ей и малышу.
Маржана Нехай: Уверена, что смогу воплотить свои мечты как актриса и как женщина

«Я — женщина, и, значит, я — актриса, во мне сто лиц и тысяча ролей», — написала поэтесса Наталия Очкур, подчеркивая многоликость и многогранность прекрасной половины человечества. А для актрисы Национального театра РА Маржаны Нехай эти слова совсем не метафора, а судьба, призвание и даже смысл жизни.
Разные роли
Сегодня сложно поверить, что Маржана никогда не мечтала об актерском призвании. В театральную студию ГИТИСа на базе Национального театра попала случайно. Но, раз испробовав этот сладостный коктейль из волнений, страха премьеры, адреналина выхода на сцену, энергетики зрительного зала и аплодисментов в конце спектакля, навсегда стала заложницей театра.
Становление Маржаны Нехай как профессиональной актрисы состоялось во многом благодаря двум людям, которым она очень благодарна, — бывшему художественному руководителю Национального театра республики, театроведу, театральному критику Светлане Шхалаховой и режиссеру Андзору Емкужу, постановки спектаклей которого стали знаковыми в ее творческой карьере — это «Кровавая свадьба» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки и спектакль «Гощэмыдэ инысэхэдакI» по пьесе Хусена Хурума.
Но, несмотря на некоторые судьбоносные моменты в своей карьере, актриса признается, что не верит в приметы и не соблюдает их перед выходом на сцену.
— Не боюсь дурных знаков — вроде «голову не помыть» (смеется) или не разговаривать ни с кем перед премьерой, мол, я в образе. Я просто делаю свое любимое дело, — говорит Маржана.
Актерство — такая же работа, как и любая другая, считает актриса, но, наверное, ни в одной профессии нельзя испытать столько эмоций — от гнева до безудержного веселья. Эти эмоции актриса проживает каждый раз по-настоящему. Например, от трагической роли Невесты в «Кровавой свадьбе» у Маржаны каждый раз повышается температура и держится еще часа два после спектакля.
Долгое время Маржана была только театральной актрисой и не думала о кино, считая его не таким живым искусством. Казалось, только на подмостках она может прожить жизнь героини в едином порыве. Когда впервые режиссер Андзор Емкуж пригласил в фильм «Не виновен», сомневалась, получится ли.
— Оказалось, что не только на сцене нужно играть прямо здесь и сейчас, но и в кино тоже — ты должен сию секунду войти в образ. В театре ты можешь заплакать в любой момент или не заплакать, а проиграть с комом в горле, а в кино ты должен действовать по сценарию — зарыдать на одном и том же моменте, и не один раз, ведь тебя снимают с разных ракурсов. «Все отлично, — говорил мне режиссер, — а теперь давай сделай это еще раз». А я не понимала, как же смогу проиграть это еще раз? Но пробовала, и получалось, — рассказывает Маржана.
Сейчас для нее кино — такая же страсть, как и театр. Ее очередную героиню — мать Хусена Андрухаева Кутас в новом документальном фильме Андзора Емкужа зритель увидел в дату празднования 100-летия со дня рождения Героя Советского Союза. И пусть эта роль небольшая, но очень важная для понимания героя. Маржана, по отзывам потомков Андрухаева, справилась с ней блестяще.
Как у любой актрисы, у Маржаны есть мечты и пока не сыгранные роли. Она не боится говорить о них вслух. Ее мечта — Катарина из пье­сы Шекспира «Укрощение строптивой». Как в шутку говорит народный артист РФ Мурат Кукан, актрисе и играть ничего не придется, настолько это ее образ.
Новые проекты
Последнее время Маржана Нехай играет в основном в спектаклях для маленького зрителя. Весь нерастраченный актерский потенциал она реализует в других проектах. Одной из своих миссий артистка считает сохранение и развитие родного языка. Она преподает его детям очно и по скайпу. И на своих личных страничках в соцсетях популяризирует адыгабзэ.
— Интернет тоже моя сцена, где у меня есть свой зритель, который смотрит мои выступления на родном языке здесь и за границей. Помню, как впервые общалась с представителями адыгской диаспоры из Турции и увидела их боль, тягу к родному языку, традициям. Меня это вдохновило делиться с ними своими познаниями в адыгабзэ, — говорит актриса.
На дни родного языка Маржана вместе с солистом ансамбля «Жъыу» Казбеком Нагароковым будет выступать с авторской поэтической программой в трех городах Турции. Артистка исполнит стихи классиков и современников адыгейской литературы — Нальбия Куека, Исхака Машбаша, Тимура Дербе, Саиды Хунаговой, Саният Дзыбовой и других.
— У меня был похожий опыт выступления — я читала сказки под музыку Государственного симфонического оркестра республики. И вот теперь буду читать стихи для публики. Вести всю программу самой и быть интересной зрителю — очень ответственно. Да и вообще каждый раз пробовать что-то новое — страшно, но, преодолевая себя, я становлюсь сильнее и опытнее. Меня это вдохновляет, — говорит Маржана.
Как бы ни складывалась актерская судьба Маржаны Нехай, в одном она уверена:
— Мое от меня не уйдет. Когда жизнь закрывает одну дверь, она же открывает другую, а вместе с ней и новые возможности. У меня много планов и идей, я вижу себя в кино и на сцене театра, вижу, что воплощаю проекты, связанные с родным языком. Уверена, что смогу воплотить свои мечты как актриса и как женщина.
Бэлла Тутаришева: Я выросла на адыгской кухне, и мне дороги эти воспоминания

Чтобы начать свое дело, ей пришлось добыть доступ к хранилищу музея, объездить многие аулы в поисках исконно адыгских рецептов и предметов интерьера. Владелица аутен­тичного кафе в адыгском стиле «Синан» Бэлла Тутаришева рассказала «СА» о своем пути в предпринимательстве, съемках для Первого канала, о том, почему в адыгейской кухне мало десертов и как ей удалось восстановить древний рецепт «адыгейских пончиков».
Сегодня Бэллу Тутаришеву можно назвать успешной бизнес-леди. Но еще несколько лет назад, как она сама шутит, она была «почти майором». И это не эпитет, а настоящий классный чин. Она немало лет работала юристом, причем в достаточно узком и специфичном профиле — энергетике. Была успешной в профессии. Но потом почувствовала необходимость кардинально изменить образ жизни. Погрузилась глубже в духовную ее часть, религию и отказалась от юриспруденции, в которой так или иначе была вынуждена становиться частью конфликта. А это противоречило ее принципам.
— Около полугода я искала себя, искала дело, которое было бы приемлемо для ислама и одновременно приносило моей семье доход, а мне лично — удовлетворение от работы. И поскольку я всегда любила готовить, решила попробовать построить бизнес в этом направлении,— рассказывает Бэлла.
Так появился маленький цех с линейкой продукции «халаяль», в котором Бэлла с несколькими помощницами занималась лепкой изделий из теста. Говорит, что даже рекламой особо не занималась — дело развивалось успешно само собой. О продукции рассказывала только через инстаграм. Так о ней узнали не только в республике, но и за ее пределами: Бэлла несколько раз становилась героиней сюжетов Первого канала о традиционной адыгской кухне. Делилась со всей страной рецептами приготовления халюжей, адыгейского сыра.
— Почему именно эту сферу выбрала? Наверное, потому, что всегда любила готовить, у меня это получалось. Единственное, что я не умею — печь хлеб. Мое глубоко субъективное мнение, что настоящий хлеб должен выпекаться в настоящей печи, при определенной температуре. Печь хлеб — это настоящее искусство. И им в совершенстве владела моя нана. Я, наверное, всегда буду помнить этот аромат и вкус, — рассказывает Бэлла.
«Синан»
Из таких теплых ностальгических воспоминаний и родилась идея создания аутентичного кафе, название которого так и переводится с адыгейского языка — «моя бабушка». Бэлла говорит, что для нее это не просто бизнес-проект, а маленькая часть истории ее семьи. И это чувствуется даже в том, как она рассказывает о своем кафе. Вот деревянная этажерка — почти такая же, как стояла в доме у ее бабушки, — с зеркалом на верхней полке, старинными кувшинами и портретами родных. Даже орнамент на обивке диванов практически полностью повторяет рисунок покрывала, которое когда-то было у бабушки.
Все дело — в деталях
Бэлла поставила задачу воссоздать в кафе интерьер старинной кунацкой. К вопросу подошла со всей серьезностью, чтобы не упустить деталей. Эти детали искала везде, где можно: объезжала аулы, общалась со старейшинами и даже добыла пропуск в святая святых Национального музея республики — хранилище, в котором собраны старинные предметы быта адыгов.
— Я спускалась туда, смотрела домашнюю утварь. В хранилище собраны очень интересные старинные предметы быта. Признаюсь, сделала немало открытий. Была приятно удивлена, например, тому, что адыги пользовались фарфором из знаменитого Кузнецовского завода. Это были большие чашки, из которых пили калмыцкий чай, в который добавляли кусочки щеляма. Считалось особым шиком иметь такую посуду, — рассказывает Бэлла.
В хранилище она отыскала и старинную мебель, точная копия которой сейчас украшает кафе. Это деревянные резные лавочки и диванная зона с золотым шитьем — именно такую она увидела в музее.
Бэлла рассказывает, что в древности адыги жили достаточно аскетично. И именно в этом состояла главная задача при создании кафе — сделать интерьер максимально простым, соответствующим тому, что было принято в адыгских домах раньше, но при этом создать эстетику и уют.
— Мы все никак не могли договориться с дизайнерами о покрытии стен, например. Я им говорю: «Хочу, чтоб выглядело старинно». А они мне предлагают венецианскую штукатурку! Что я в итоге сделала? Заказала мешок самых простых опилок. Привезла. Мне замешали раствор, я сама взяла инструменты и начала наносить его на стены. И ведь получилось то, что я хотела! — рассказывает Бэлла.
Каждая мелочь в интерьере кафе — ее идея. И, как адвокат, она решила подстраховать себя и свой проект и оформила авторские права на интерьер. В его создании ей помогал местный дизайнер Джафар Мамишев. Она сделала фото деталей, которые нашла в музее, рассказала свое видение, а профессионал уже выполнил визуализацию и расстановку.
Возвращение к истокам
Но интерес к истокам появился у Бэллы еще до создания кафе. Для себя и для души собирала старинные вещи: потертую адыгскую гармошку нашла в одном из аулов, у кого-то приобрела сохранившиеся старинные кувшины для воды. А самое ценное — золото­швейная вышивка, выполненная искусной мастерицей 200 лет назад. Вся эта коллекция старинных адыгских ценностей сегодня украшает кафе. А дополняют интерьер детали современных адыгских мастеров — шичепшин на стене, орнаментальные вышивки, знаменитые изделия единственной на Кавказе женщины-ювелира Аси Еутых и репродукция картины художника-репатрианта Айтека Дуга.
— В определенном возрасте у человека возникает тяга к познанию своих корней. Я выросла в Сочи, когда вернулась в Адыгею, почти сразу вышла замуж, появились дети — в суете жизни мы не задумываемся о многих вещах, истоках. Но потом наступает момент, когда осознание важности этого приходит. Тем более я выросла на адыгской кухне, много времени проводила у бабушки, и мне дороги эти воспоминания, — рассказывает Бэлла.
Даже блюда, которые сейчас включены в меню, — те самые, бабушкины. А мама — повар-технолог с многолетним стажем — помогла адаптировать эти рецепты под общепит. О некоторых рецептах спрашивала у хозяек в аулах. Так, например, удалось воссоздать рецепт десерта из кукурузной муки — выпечки, похожей на пончики.
— В адыгской кухне мало десертов. Культ тонкой талии и у мужчин, и у женщин не подразумевал употребления большого количества сладкого. Но те рецепты, которые сохранились, очень удачные. Мой любимый — хьэлыуэ, это адыгейская халва, — говорит Бэлла.
Она считает свой проект возможностью внести вклад в сохранение истории своего народа, ведь национальная кухня — это важная его часть.
— Будем откровенны: блюда адыгской кухни сегодня мы практически убрали со своих столов. Есть четыре-пять базовых блюд — это халюж, щелям, щипс и пастэ, которые готовим к каким-то торжественным событиям. Но ведь кухня адыгов куда более многообразна! И мое кафе — это место, где мы постарались показать это многообразие. Это место притяжения, гости которого смогут хотя бы ненадолго погрузиться в историю и быт моего народа, — говорит Бэлла.
Фатима Акушева: Невесты хранят мои платья как семейную реликвию

Уже более 300 невест чувствовали себя особенными в свой счастливый день благодаря работе этой мастерицы, но идеальное платье для себя она пока еще не сшила. Модельер Фатима Акушева рассказала о том, сколько сил и времени нужно потратить, чтобы сшить настоящее адыгское сае, и как ведущие европейские дома моды вдохновляются национальными костюмами.
Вспоминая, как пришла в профессию, Фатима Акушева скромничает: говорит, что какой-то захватывающей истории у нее нет. Шитьем занималась с детства, училась у бабушки, которая занималась пошивом одежды. Как и многие девочки, шила что-то для себя, но подумать, что когда-нибудь откроет успешную и популярную студию, точно не могла. Потом устроилась работать в художественный салон и, находясь ежедневно в окружении красивой национальной атрибутики, общаясь с местными мастерами, подумала: «А почему бы самой не попробовать создать что-то красивое?»
— Начала учиться плетению, золотошвейному искусству. Сначала амулетики какие-то делала, а потом появилась идея создать маленькую коллекцию национальных свадебных платьев. Никаких коммерческих целей не преследовала — скорее хотела проверить свои силы и, наверное, подарить какой-то невесте возможность быть в свой счастливый день в чем-то особенном, — вспоминает Фатима.
Сшила пять платьев и выставила их у себя дома. Невестам из Адыгеи работы Фатимы пришлись по душе, и она начала получать все больше заказов. Это было 12 лет назад. И к тем пяти первым платьям сегодня прибавилось еще около 300 — именно столько нарядов для невест создала Фатима своими руками.
— С каждым годом национальные костюмы становятся все более и более востребованными, и это очень радует. Любое свадебное платье украшает девушку, но невеста в сае выглядит особенно утонченно. Как и жених в черкеске. Национальный мужской костюм добавляет мужественности и стати, — говорит Фатима.
На создание одного костюма — и мужского и женского — модельер тратит около двух месяцев. Помимо объемных работ по пошиву, много сил уходит на детали: вышивку орнаментов на сае или изготовление галунов на черкеске. Все это Фатима тоже делает своими руками.
— В национальном костюме очень важны детали, важно правильно подать всю атрибутику. Конечно, современные костюмы отличаются от традиционных, но все равно я стараюсь соблюсти исторические каноны. Очень много советуюсь с нашим уважаемым модельером Юрием Сташем, какие-то орнаменты беру из старинных книг о золотошвейном искусстве, но при этом мне всегда хочется привнести в костюм что-то свое. Это ведь искусство! — говорит Фатима.
Идеи черпает из всего эстетичного, за что цепляется глаз. Заметила на каком-то предмете красивый узор — придумала новый орнамент. Увидела отрез красивой ткани — в мыслях родился эскиз нового платья.
Немало заказов поступает и на одежду для повседневной жизни, в которой используются элементы национальных костюмов. Фатима говорит, что это сейчас модный тренд. И хорошее подтверждение этому — коллекции мировых домов моды, в которых отчетливо просматривается национальный колорит.
— В повседневной жизни использование этнических элементов вполне уместно — это придает образу эксклюзивность, — говорит Фатима.
Многие девушки уже взяли этот тренд на вооружение и на праздники с удовольствием надевают платья в адыгском стиле. Фатима приводит пример своей дочери, которая на свой школьный выпускной неожиданно попросила сшить для нее сае.
— Я с удовольствием сшила это платье, оно получилось необычным — черное с бисерной вышивкой. Идея полностью принадлежит дочери, и наши вкусы в этом совпали, — рассказывает Фатима.
А вот для себя мастерица сае пока так и не сшила, хотя идея уже есть. Говорит, что планирует исполнить эту маленькую мечту к Дню адыгского костюма. Этот праздник, кстати, Фатима считает особенным. И не только потому, что он связан с ее профессией.
— Национальный костюм — это отражение народа, это значимая часть его культуры. И мне приятно, что я являюсь частью этого. Знаю, что многие невесты хранят мои платья как семейную реликвию и мечтают передать их своим дочерям или невесткам. Это не может не вдохновлять, — говорит Фатима.
Ольга Мамикьян: Все мы говорим на разных языках, а музыка понятна каждому

Зрительный зал Госфилармонии республики. Гаснет свет, поднимается занавес. За инструменты усаживаются музыканты. На сцену выходит дирижер. Стройная женщина в вечернем черном платье со скрипкой встает, и следом за ней поднимается коллектив оркестра. Дирижер пожимает ей руку. Это Ольга Мамикьян — «первая скрипка» и концертмейстер Государственного симфонического оркестра республики.
Первая скрипка
Слово «концертмейстер» произошло от двух слов — «концерт» и «мастер». Мастер концерта — вот истинное определение и призвание Ольги Мамикьян.
Ольга окончила Ростовскую государственную консерваторию им.Рахманинова по классу скрипки в 1993 году. И с тех пор работает в Государственном симфоническом оркестре Госфилармонии республики. Последние 13 лет — в качестве концертмейстера оркестра.
Роль концертмейстера не видна зрителям, но от его работы, не менее чем от работы дирижера, зависит слаженное выступление всего оркестра.
— Чтобы все сыграли одинаково, важно выставить аппликатуру (способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах. — Прим. ред.). От нее исходят все струнные группы, под них подстраиваются остальные. Слежу за настройкой оркестра. Все музыканты должны играть в одном тоне. В нашем оркестре два дирижера, и у каждого свое «ля». Я, как «первая скрипка», настраиваю свой инструмент на нужное «ля», а за мной и остальные музыканты, — рассказывает Ольга Мамикьян.
Своих постоянных слушателей артисты оркестра знают в лицо. Но даже если не все места в зрительном зале заняты, музыканты настраиваются на работу и отдаются музыке целиком. Играть хорошо нужно даже для нескольких человек, хотя при аншлаге, признается Ольга, выступать приятнее и торжественнее.
В среде музыкантов распространена шутка, что эта профессия — оплачиваемое хобби. Но любить музыку мало. Как спортсмен поддерживает физическую форму, так и музыканту для поддержания мышц в тонусе нужно постоянно играть. Ольга Мамикьян не расстается со скрипкой и дома.
— Это ведь огромный труд. Чтобы добиться хорошего качества исполнения, нужно «пахать» с младых ногтей — не только играть на инструменте, но и развивать душу и ум. Я преподавала многим ученикам, и хочу сказать, что даже самые способные и та­лантливые не могли достичь сколько-нибудь значимого успеха, если ленились и не посвящали себя музыке, — говорит скрипачка.
Оркестр и семья
На вопрос, довольна ли сама музыкант своей артистической судьбой, Ольга отвечает утвердительно.
— В юности мечтала играть в оркестре знаменитого Мариинского театра, и, возможно, если бы вовремя поставила себе эту цель, работала бы сейчас в этом коллективе. Но тогда совершенно по-другому сложилась бы моя судьба. И не было бы у меня той семьи и детей, которые есть сейчас, — говорит Ольга.
Несколько лет назад скрипачка впервые побывала в Мариинке, насладилась игрой прославленного оркестра, но в то же время не могла не отметить, как поздно завершается работа этих артистов, и подумала о том, что их дома ждут семьи. Как говорится, у любой медали две стороны. Сейчас Ольга Мамикьян счастлива, что в Майкопе может все совмещать — и любимую работу, и семью.
Да и вне коллектива Государственного симфонического оркестра республики концертмейстер и «первая скрипка» себя уже не представляет. Именно коллег она считает своими самыми строгими судьями, но в то же время самыми доброжелательными. Сейчас Ольга Мамикьян готовится к юбилейному сольному концерту, который станет своеобразным творческим отчетом за прошедшие годы.
— Общеизвестна фраза — «В начале было Слово». Но мне порой кажется, что в начале был звук, потому что звуком можно все передать. А словами нет, ведь все мы говорим на разных языках, а музыка понятна каждому, — говорит скрипачка.
Екатерина Казарян: Тренды — ничто, когда ваш внешний вид вызывает диссонанс с внутренним ощущением

Профессиональную востребованность героини материала «СА» очень ярко демонстрирует число ее подписчиков в инстаграме. На ее рабочую страницу подписаны больше 15 тыс. человек. Это более 10% населения Майкопа. А если вывести долю жителей, которым тема визажа может быть близка, то можно смело заявить: почти каждая девушка города мечтает сделать макияж у Екатерины Казарян. В преддверии 8 Марта она рассказала о том, как учитель английского языка стал преподавателем искусства макияжа, почему будущему визажисту важно быть «жаворонком», и о косметических трендах.
Решение стать визажистом Екатерина называет «выходом из зоны комфорта». По образованию она преподаватель английского языка. После университета даже успела поработать в школе учителем. Но понимала, что настоящего удовлетворения эта работа не приносит.
— В какой-то момент просто решила выйти из зоны комфорта и пошла на обучение. Конечно, боялась, что не получится. Во-первых, тогда (8 лет назад) было гораздо сложнее заявить о себе. Это сейчас есть инстаграм и достаточно выкладывать красивые фото моделей — это и будет твоей рекламой. Когда я начинала, был один способ: много работать. В том числе бесплатно, — рассказывает Екатерина.
Вторая сложность — давление семьи. Когда дочь получает перспективную профессию, оканчивает иняз, а потом заявляет, что годы учебы прошли зря и ей хочется творчества, родителей такое заявление приводит в шок. Екатерина говорит, что именно так и восприняла ее решение семья. Но она настояла на своем выборе и не пожалела. Тем более мечту родителей — быть преподавателем — она все-таки исполнила. Только учит не английскому, а искусству макияжа.
— Когда ко мне на обуче­ние приходят девочки, я всегда спрашиваю, зачем им это. Абсолютное большинство таким образом ищут себя и свое дело, потому что нынешняя работа не приносит им удовольствия. Но я всегда предупреждаю, что это непростая работа. Каждую субботу я встаю в 4 утра и провожу на ногах весь день. Плюс это большая ответственность, ведь от вас зависит, как девушка будет ощущать себя в самые важные моменты своей жизни. Макияж ведь делают на свадьбу или значимое мероприятие, — говорит Екатерина.
Еще визажист должен постоянно обучаться, отслеживать и чувствовать тренды. Тем более в век инстаграма. Екатерина говорит, что клиенты сейчас приходят подготовленные — они знают, какие марки косметики качественные, а какие — нет, знают, какая текстура помады в моде — матовая или сатиновая.
— Упустил тренд — упустил клиента! Это правило сейчас работает на 100%. А еще важно уметь слышать и быть чуть-чуть психологом. Пропорции лица, техника макияжа — всему этому визажиста обучат, и через полгода-год руку он набьет. Это как с вождением автомобиля: когда только учишься, задумываешься, какую ногу на какую педаль ставить, вверх или вниз опустить рычаг поворотника. А спустя время это доходит до автоматизма. С макияжем так же. А вот найти общий язык с клиентом, понять, чего он хочет, и выполнить эти пожелания так, чтобы девушка при этом выглядела гармонично, — это уже в некоторой степени искусство, — говорит Екатерина.
Она шутит, что самый страшный сон для визажиста — увидеть, как клиент умывается после макияжа. И чтобы этот сон не стал реальностью, у начинающего мастера есть две возможности: иметь природный художественный талант или быть настойчивой и по-настоящему хотеть овладеть профессией.
— У меня была одна ученица — профессиональная спортсменка. Вначале ей было сложно, но она добилась настоящего успеха, потому что была упрямой и очень много работала. У нее появился свой стиль, и сейчас, листая ленту инстаграма, я легко отличу ее работу от работы другого визажиста. А это в нашей профессии ценно, — говорит Екатерина.
Главный тренд в макияже на все времена — гармоничность.
— Тренды — ничто, когда ваш внешний вид вызывает диссонанс с внутренним ощущением. Ну, а если уже говорить в целом о тенденциях, то сейчас идет переход от матовости к глянцу. В моде снова блески для губ, румяна. А еще естественность, — говорит Екатерина.
Ирина Серебрянская: Пулевая стрельба — это спорт, где важно одержать победу прежде всего над самим собой

С детства куклам она предпочитала оружие, прогулки с подружками ей заменяли тренировки в тире, где девичья эмоциональность сменялась на сдержанность и концентрацию. Мастер спорта России по пулевой стрельбе, многократный призер чемпионатов России, Европы и мира Ирина Серебрянская — перспективная спортсменка и обаятельная, с необыкновенным женским шармом девушка. Об умении сосредотачиваться на цели, самоконтроле и о том, как оставаться женственной в профессиональном спорте, она поделилась с «СА».
Успешные старты
В 11-летнем возрасте Ира получила в подарок от дедушки пистолет, которому обрадовалась больше, чем любой другой игрушке. Родители, увидев в девочке предрасположенность к пулевой стрельбе, отвели ее в секцию к заслуженному тренеру России и Адыгеи Георгию Гуляйченко.
— До этого я занималась спортивно-бальными танцами, был опыт посещения секции рукопашного боя. Искала себя и нашла, попав в тир. Я с детства была уравновешенным ребенком, умеющим концентрироваться на деле, например, могла часами рисовать. Эти качества стали определяющими для меня как стрелка. Отдельная благодарность педагогу Георгию Владимировичу за то, что тогда разглядел во мне потенциал. С ним мы до сих пор работаем вместе, — рассказывает Ирина Серебрянская.
Она признается, что в подростковом возрасте несколько раз хотела бросить спорт, однако благодарна отцу за то, что он убедил ее остаться. Первых успехов девушка добилась почти сразу, попав в число призеров на первенстве России уже во второй своей поездке.
Сегодня Ирина — одна из самых титулованных спортсменок Адыгеи. Еще в 2010 году ее заметили тренеры сборной страны. Она бронзовая медалистка всероссийских соревнований, бронзовый призер первенства мира 2014 года. В том же году спортсменка стала вторым и третьим призером первенства России. В 2015-м выполнила норматив мастера спорта международного класса и стала золотым призером первенства Европы в составе сборной страны. Тогда российская команда установила мировой рекорд. В 2016-м — серебряный призер первенства Европы.
В 2018 году на чемпионате мира был ее первый старт в составе взрослой сборной страны по пулевой стрельбе. В том же году на чемпионате мира среди студентов в Малайзии Ирина взяла бронзу. В прошлом году ее копилка наград пополнилась золотом чемпионата России.
— Меня всегда очень вдохновлял пример Сергея Алифиренко, который сумел стать олимпийским чемпионом, проходя подготовку еще в старом тире, где не было никаких условий. Его триумфальная победа на Олимпиаде в Сиднее подняла в Адыгее популярность пулевой стрельбы, в частности из пистолета, в разы, — отмечает спортсменка.
Просто девушка
 Ирина Серебрянская — студентка выпускного курса Института физической культуры и дзюдо АГУ, но, даже несмотря на занятость, связанную с учебой, она старается ежедневно уделять внимание тренировкам.
 — В среднем полноценная тренировка длится около трех часов. Когда остаешься один на один с пистолетом в руках, все мысли уходят на второй план, сосредотачиваешься только на том, как точно попасть в цель и максимально качественно выполнить упражнение. Пулевая стрельба — это спорт больших эмоциональных нагрузок, где важно одержать победу прежде всего над самим собой, — рассказывает Ирина.
Спортсменка отмечает, что умение контролировать свои эмоции помогает ей и в жизни: например, во время сдачи экзаменов она заметно меньше волнуется, чем ее однокурсники. Однако бывают моменты, когда накопившимся негативным эмоциям нужен выход, тогда Ира может дать волю чувствам и даже расплакаться. Но такие случаи скорее исключение. У девушки обширный список увлечений, которые помогают ей отвлекаться и чередовать спортивные нагрузки с отдыхом. Она любит читать, рисовать, фотографировать, активно отдыхать — катается на велосипеде, бегает.
— Пулевая стрельба — это тот вид спорта, где можно сохранить свою женственность. Я всегда слежу за тем, как выгляжу. Особенно перед большими соревнованиями стараюсь сделать маникюр, позаботиться о прическе, — рассказывает Ирина.
После окончания учебы девушка собирается продолжать свою спортивную карьеру и, конечно, мечтает стать олимпийской чемпионкой.
 
 
 
 
 
 
  Источник: Газета Советская Адыгея

Loading...

Loading...
На защите Основного закона. К 25-летию Конституции Республики Адыгея 00:34 Среда 0 90 На защите Основного закона. К 25-летию Конституции Республики Адыгея Десятого марта 1995 года Законодательным Собранием (Хасэ) — Парламентом Республики Адыгея был принят Основной закон молодой Республики Адыгея — Конституция Республики Адыгея. Это было значимым
«Я буду жить». Завершилась работа над фильмом о Герое Советского Союза Хусене Андрухаеве 00:34 Среда 0 99 «Я буду жить». Завершилась работа над фильмом о Герое Советского Союза Хусене Андрухаеве Заслуженный деятель искусств Адыгеи, основатель и учредитель киностудии «Кавказфильм», режиссер Андзор Емкуж завершил работу над фильмом «Хусен Андрухаев. Я буду жить». Первыми его увидели жители

х