Абдоков Юрий Борисович 19:00 Среда 0 4 318
11-03-2015, 19:00

Абдоков Юрий Борисович

Абдоков Юрий Борисович
(20 марта 1967, Северо-Западный Кавказ, Россия) – композитор, профессор Московской консерватории, кандидат искусствоведения. Родился 20 марта 1967 года на Северо-Западном Кавказе (Россия). Академическое музыкальное образование получил в Российской Академии музыки им. Гнесиных, которую окончил в 1992 г. по классу композиции и оркестровки (руководитель Н.И. Пейко). В 1994 году окончил аспирантуру по классу композиции и оркестровки Б.А. Чайковского. Преподавать композицию начал, будучи аспирантом Б.А. Чайковского в РАМ им. Гнесиных. В настоящее время - профессор композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Член Совета Межрегиональной общественной организации по изучению и сохранению творческого наследия Б.А. Чайковского.
Член Художественного совета по присуждению Премии им. Бориса Чайковского.[1]
Руководитель Международной творческой мастерской "Terra Musica" для композиторов, оперно-симфонических дирижёров и балетмейстеров (Россия, Германия, Италия).
Председатель Фонда и жюри Международного композиторского конкурса им. Н. Пейко.
Редактировал и подготовил к публикации ранее не издававшиеся сочинения своих учителей, в том числе – юношеские квартеты и оперу «Звезда» Б. Чайковского, 9-ю и 10-ю симфонии Н. Пейко и др. Осуществлял художественное руководство исполнением и первыми записями многих сочинений М.С. Вайнберга, Б.А. Чайковского, Н.И. Пейко и др.Автор сочинений различных жанров. Среди наиболее крупных – опера «Рембрандт» (по драме Д. Кедрина), опера-притча «Светлорукая» (по древне-кавказскому преданию); балеты «Осенние этюды», «Тайные преграды»; три симфонии, в том числе – Симфония «В час незаметной печали» для большого оркестра и хора дискантов, Симфония для фортепиано, струнного квартета и литавр; пять струнных квартетов; сочинения для различных инструментальных ансамблей, фортепиано, органа, виолончели, клавесина, виоль д`амура, хора и др. Автор многочисленных оркестровок, в том числе – реконструкций старинной музыки. В 1996 году оркестровал для большого симфонического оркестра «Прелюдию-Колокола» Б.А. Чайковского – фрагмент последнего, незавершенного произведения композитора. Посмертная премьера «Колоколов» состоялась в Большом Зале Московской консерватории – в 2003 г.С 1996г. преподает на композиторском факультете Московской консерватории. Помимо индивидуального класса руководит курсом «Истории оркестровых стилей» у композиторов и оперно-симфонических дирижёров МГК, а также курсом «Оркестровые стили» для иностранных студентов оркестровых специальностей МГК.
В 2000 – 2007 гг. – возглавлял созданную им Кафедру композиции в Академии хорового искусства им. В.С. Попова.
Параллельно с консерваторией, с 2000 г. – профессор МГАХ, где ведет курсы музыкальной драматургии, композиции и оркестровки для балетмейстеров, обучающихся на кафедре Ю.Н. Григоровича и аспирантов.
Руководит многочисленными мастер-классами для молодых российских и зарубежных композиторов, дирижёров и балетмейстеров.
В рамках Международной творческой мастерской ведет занятия с одаренными детьми-композиторами Москвы, ближнего и дальнего зарубежья.
Научный руководитель многих диссертационных проектов по теории композиции, оркестрового письма и исторических инструментальных и оркестровых стилей, музыкального театра, дирижёрского исполнительства и педагогики.
Среди учеников Ю.Б. Абдокова – более 35 лауреатов международных конкурсов и премий, в том числе – композиторы: Хумие Мотояма (США – Япония), Дмитрий Коростелев (Россия), Василий Николаев (Россия), Петр Киселев (Россия), Федор Степанов (Россия), Арина Цытленок (Белоруссия); дирижёры – Ариф Дадашев (Россия), Николай Хондзинский (Россия), балетмейстеры – Кирилл Радев (Россия – Испания), Константин Семенов (Россия) и др.

Н.И. Пейко о Ю. Абдокове:
«Мой ученик Юрий Борисович Абдоков – личность феноменального творческого дарования. Среди музыкантов своего поколения – безусловный лидер: как по силе дарования, так и по профессиональным признакам. Творческая самобытность, оригинальность идей и художественная самостоятельность Ю. Абдокова читаются в его ярких сочинениях. Премьера Первой симфонии – настоящее открытие в нашей новой музыке... У Юрия Абдокова большое будущее… Чрезвычайные успехи по всему комплексу специальных дисциплин позволили ему досрочно сдать второй и экстерном третий курсы Вуза. Признаюсь, мне нечему больше учить этого – состоявшегося – художника… Уже сейчас Ю. Б. Абдоков проявил выдающийся педагогический дар. Я считаю это важным не только для молодого композитора, но и для будущего отечественной музыкальной культуры...».

Б.А.Чайковский о своем ученике:
«Юрий Борисович Абдоков – одарённейший композитор, разносторонне образованный музыкант-профессионал. Он отлично владеет техникой письма в самых разных жанрах... Мне хорошо знакомы сочинения Юрия Борисовича. Назову лишь некоторые, из наиболее масштабных: Симфония «В час незаметной печали», недавно с успехом исполненная Вторая симфония, опера- притча «Светлорукая»... Юрий Абдоков – художник со своей интонацией…»

К.С.Хачатурян о Ю. Абдокове:
«Я познакомился с Юрием Борисовичем Абдоковым на его дипломных экзаменах в Гнесинке, где был председателем госкомиссии. Это было очень яркое впечатление, может быть, самое яркое за все годы моего председательства на многих выпускных экзаменах у нас в стране и за рубежом. В его сочинениях не было ничего ученического. У него был свой мир, свое чувство музыки, глубокое и неслучайное... Я очень высоко ценю и люблю музыку Юрия Абдокова. В 1996 году по моей инициативе Ю. Б. Абдокова пригласили преподавать в Московскую Консерваторию. Я никогда не пожалею об этом. Еще Н. Пейко и Б.Чайковский горячо рекомендовали своего лучшего ученика. Понимаете, ему – довольно молодому еще человеку – удалось продолжить эту нашу традицию в композиторской педагогике. Ведь не только музыкант потрясающий, но эрудирован колоссально, и к тому же – честен, чист... За десять с лишним лет преподавания в Консерватории Ю. Абдоков вырос в одного из самых авторитетных, востребованных и почитаемых студентами педагогов... Я ответственно заявляю, что сегодня это выдающийся наставник современной композиторской молодежи, продолжающий традиции Мясковского, Месснера, Шебалина, Пейко, Б.Чайковского. Мы многие годы трудимся в Консерватории в соседних аудиториях. В его классе всегда аншлаг, – и это при большой его строгости не только в ремесленныx делаx, но и во всем, что определяет духовный образ ученика, его гуманитарную культуру… Со мной делятся впечатлениями мои ученики о индивидуальных уроках и особенно о лекциях Абдокова по «Истории оркестровых стилей». И это восторженные впечатления. На эти лекции приходят студенты и из других вузов, городов, стран. Молодежь не обманешь: ей нужны новые идеи, настоящая школа и все это они получают. Мне говорили, что нередко эти лекции заканчиваются аплодисментами. Давно такого не было! Я заметил, что в хорошем смысле «заразительными» для лучших учеников Абдокова стали его основные свойства – имею в виду в равной степени свойства музыки и натуры – благородство тона, природный аристократизм… Я видел, как дилетанты и специалисты «закулисных интриг» не раз пытались как-то помешать честному и талантливейшему труду Абдокова. В ответ – музыка, благородство. Это обезоруживает «наследников» 1948 года… Считаю Юрия Абдокова не только великолепным музыкантом и педагогом, но прекрасным, искренним человеком светлого строя с рыцарским отношением к искусству. Это очень редкий дар...».

Студенты МГК им. П.И.Чайковского о своем Учителе:
«Мы благодарны судьбе и Консерватории за возможность учиться у такого человека и Музыканта. Эстетическая и профессиональная строгость нашего учителя адекватны его самоотдаче в работе с нами. Его уроки – произведения искусства… Юрий Борисович носитель огромной музыкальной культуры. Он очень похож на свою музыку, которую мы любим... Его уроки – лучшее, что есть в нашей консерваторской жизни. Это незабываемые впечатления, заставляющие жить талантливее и чище...».

Студенты МГАХ:
«Юрий Борисович и наш Учитель тоже. Мы не ревнуем к Консерватории, наоборот. Многим из нас он просто перевернул жизнь, изменил ее стиль и содержание…»
Автор более 100 научных трудов, очерков, статей аннотаций по проблемам музыкальной композиции, теории и истории оркестра и оркестровых стилей, хореографии, в том числе – монографии «Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд композитора» (М. 2009), «Мой учитель – Борис Чайковский» (М. 2000) и др.Был удостоен высшей общественной награды Кавказа – «Золотой пегас» (2008).
Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесии. Лауреат различных композиторских конкурсов (1991 – 1998).

-

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
В Москве пройдет ежегодный Всероссийский сбор руководителей клубов исторической реконструкции 11:47 Вторник 0 202 В Москве пройдет ежегодный Всероссийский сбор руководителей клубов исторической реконструкции С 23 по 26 ноября 2018 года в Москве пройдет ежегодный Всероссийский сбор руководителей клубов исторической реконструкции, где будут презентованы лучшие региональные практики по вовлечению молодежи.