Каждое лето я отправляюсь в поездки по ближайшим от Москвы городам. Как правило это путешествие на выходные для того, чтобы перезагрузиться и насладится очарованием провинции. Благодаря таким вылазкам я уже не раз наведывалась в Ярославль и полюбила его всей душой. Одной из визитных карточек города справедливо считается невероятный по красоте храм Иоанна Предтечи в Толчкове. На его примере я и объясню ситуацию.
Что же в этой церкви такого? Даже если вы никогда не слышали об этом храме, то вы точно его видели. Он изображен на нашей 1000 купюре. Как вы понимаете, удостаиваются такой чести небанальные сооружения.
Храм Иоанна Предтечи в Толчкове был построен в 17 веке и по праву считается шедевром русской архитектуры. Он не привычно белокаменный, а кирпичный. Здесь впервые был использован фигурный кирпич - 40 разных форм, фасад украшают чудесные изразцы, внутри свыше 2000 сюжетов росписей, ну и главное – у собора 15 куполов.
Когда я впервые увидела храм, то была поражена его красотой. Собор похож на нарядный пряник с ярмарки. Каждая деталь – это маленький шедевр. Хотелось ходить и рассматривать без остановки. У меня всё реже захватывает дух от архитектуры, потому что я много повидала в путешествиях, но это не тот случай. Это великолепное произведение русского искусства, которое обязательно должен лицезреть каждый.
Но немного остыв от восторгов, я стала вглядываться. То тут, то там осыпался кирпич, окна закрыты, изразцы в зоне доступа людей варварски разбиты. И если за храмом более-менее следят, хоть и плохо, то за колокольней и входными воротами – нет, они в грустном состоянии.
Как оказалось, церковь до недавнего времени была полузаброшена, её отреставрировали совсем недавно. До колокольни, ворот и всего остального видимо руки и деньги вовсе не дошли. А теперь осознайте, что этот храм охраняется ЮНЕСКО, признан культурным наследием России, и напечатан на 1000 купюре, и за ним вот так следят. Думаю, судьба менее известных исторических церквей очевидна.
И вот, глядя на всю эту красоту, у меня зреет вопрос. Почему у нас с таким рвением, скоростью и скандалами строят новые храмы, а историческое наследие не оберегают? Почему возведение новоделов важнее? Кому через 100 лет нужны будут эти гипсокартонные «шедевры», да и доживут ли?
Эта проблема повсеместна: в России множество погибающих соборов, построенных нашими предками. Они никому не нужны и буквально доживают свой срок. Через 10-20 лет от них ничего не останется. Это горько, потому что каждый раз, проезжая более-менее крупное поселение, всегда вижу полуразрушенную церковь. И даже в таком виде она лучше, чем то, как выглядят современные религиозные постройки.
Для меня очевидно, что в первую очередь надо сохранять то, что осталось, а уже потом достраивать недостающее. Наши дети могут просто не увидеть шедевры архитектуры вживую. Всё что им останется – это изображение собора на 1000 купюре.
А как вы относитесь к вопросу: сохранять историю или строить новое?
Другие статьи:
Драгоценный пляж: как я гуляла по Канарам и собирала «стекляшки» на песке. Стекляшки оказались ювелирным камнем хризолитом
Дохлая крыса на пляже, запах мочи и другие «прелести» Ниццы. Самый переоцененный курорт Европы и мои впечатления
Умопомрачительная Хорватия: где увидеть 140 водопадов за раз? (Спойлер - Плитвицкие озёра)
Источник