Со дня своего основания Салоники всегда были мультикультурными. Являясь важным портом и воротами между Востоком и Западом, Салоники были динамичным и процветающим торговым центром. Там на протяжении веков сосуществовали христиане, мусульмане и иудеи.
После того, как многочисленные диаспоры перетасовали их в Грецию, из нее и вокруг нее, начиная с XV века, евреи играли особенно важную роль в многокультурной истории города. Однако к 20-му веку они стали все более маргинализованными, и многие евреи из Салоник мигрировали в другие места.
К сожалению, тех, кто остался, постигла ужасная участь: к концу Второй мировой войны 90% евреев, живущих в Салониках, были уничтожены во время Холокоста. Это и является причиной того, что Салоники часто называют городом призраков.
История религиозного многообразия в Салониках
Основанный в 315 году до н. э. Александром Македонским, город был назван в честь принцессы Фессалоники Македонской, сводной сестры Александра Македонского. Уже тогда город был важной метрополией и вторым по величине и богатству городом Византийской империи после Константинополя.
В 1430 году город отошел к османам, но все же сохранил свой статус важного торгово-промышленного города, хотя и не в такой степени, как в византийский период. В то время в городе было смешанное этническое и религиозное население мусульман, православных христиан и католиков до 1492 года, когда эдикт о высылке в Испании вынудил огромную волну миграции сефардских евреев в Грецию, в частности в Салоники. Этот приток евреев способствовал динамичному росту города, и к 1519 году сефардские евреи составляли 54% населения.
На протяжении веков, хотя они и считались второсортными подданными в Османской империи, евреям удавалось мирно сосуществовать в Салониках. На самом деле, до основания Тель-Авива в 1909 году, Салоники был единственным городом, где ладино был главным языком. Город продолжал расти в 20-м веке до конца Османского правления в 1912 году, что привело к аннексии Салоник и греческой части Македонии в Грецию в конце Второй Балканской войны.
Перепись населения города показала, что только 25% населения были греко-православными, что привело греческие власти к эллинизации города, среди прочего, навязывая греческий язык в качестве основного языка в попытке создать сплоченную и единую страну.
После трагического Великого пожара 1917 года, который оставил без крова 70 000 человек, греческие власти обновили город а-ля франсез с широкими бульварами и широкими улицами. Позднее, после обмена населения 1922 года с Турцией, значительная часть мусульманского населения Салоник уехала в Турцию, в то время как значительный приток малоазийских и понтийских греков был вынужден осесть в незнакомой стране. В то же время продолжающаяся эллинизация привела к разрушению минаретов и мечетей как символов ужасного прошлого, которое необходимо было стереть.
Хотя современное еврейское население в Салониках минимально, их давнее наследие и присутствие все еще видны сегодня. Торговый центр Modiano Market Hall, в котором находится главный рынок города Салоники, был построен известным итальянским евреем Эли Модиано , а вилла Аллатини, расположенная на набережной города, принадлежала Моисею Аллатини, преуспевающему еврейскому торговцу. Кроме того, знаменитый университет Аристотеля, который привлекает многих греческих студентов, был построен на участке земли, который служил в качестве еврейского кладбища.
К сожалению, эта забытая страница истории Салоник не слишком хорошо известна, но она, безусловно, заслуживает того, чтобы ее преподавали. Если у вас есть возможность посетить Салоники, почему бы не попробовать узнать больше о мультикультурном прошлом города.
Источник